Лексические нормы. Лексические ошибки и их исправление. Ошибки в употреблении — презентация
logo
Лексические нормы. Лексические ошибки и их исправление. Ошибки в употреблении
  • Лексические нормы. Лексические ошибки и их исправление. Ошибки в употреблении фразеологических единиц и их исправление
  • КРОССВОРД
  • КРОССВОРД
  • Лексические нормы. Лексические ошибки и их исправление. Ошибки в употреблении
  • Лексические нормы. Лексические ошибки и их исправление. Ошибки в употреблении
  • соблюдение лексических норм достигается в результате:
  • Лексические нормы. Лексические ошибки и их исправление. Ошибки в употреблении
  • Лексические нормы. Лексические ошибки и их исправление. Ошибки в употреблении
  • Найдите в данных предложениях слова, употребленные в несвойственном им значении. Объясните лексическое значение этих слов
  • Лексические нормы. Лексические ошибки и их исправление. Ошибки в употреблении
  • Выберите из слов в скобках необходимые (с учетом лексической сочетаемости слов)
  • проверка
  • выберите тот из паронимов, который уместен в предложенном словосочетании
  • проверка
  • Исправьте предложения, в которых наблюдается речевая избыточность
  • Укажите неуместно употребленные однокоренные слова, замените их синонимами
  • Речевые ошибки, связанные с употреблением фразеологизмов
  • Вспомните фразеологические обороты, начало которых дано в тексте
  • Лексические нормы. Лексические ошибки и их исправление. Ошибки в употреблении
  • Лексические нормы. Лексические ошибки и их исправление. Ошибки в употреблении
  • Лексические нормы. Лексические ошибки и их исправление. Ошибки в употреблении
  • Лексические нормы. Лексические ошибки и их исправление. Ошибки в употреблении
  • Лексические нормы. Лексические ошибки и их исправление. Ошибки в употреблении
  • Исправьте предложения, объясните тип речевой ошибки
  • Лексические нормы. Лексические ошибки и их исправление. Ошибки в употреблении
1/25

Слайд 2: КРОССВОРД

Вопросы: 1. Раздел лингвистики, изучающий лексику. 2. Словарный запас одного человека. 3. Слова, имеющие несколько лексических значений. 4. Слова, имеющие одно лексическое значение. 5. Антоним к слову «тьма». 6. Слова схожие по звучанию, но разные по значению. 7. Слова, одинаковые по звучанию и написанию, но разные по значению. 8. Слова с противоположными значениями. 9. Слова, различные по звучанию, но близкие по лексическому значению. 10. Лексически неделимые, целостные по значению, воспроизводимые в виде готовых речевых единиц словосочетания. ответы

Изображение слайда

Слайд 3: КРОССВОРД

6 п 2 10 ф р а з е о л о г и з м ы л 4 р 1 л е к с и к о л о г и я 7 о м о н и м ы к д н с н и и о м к 3 м н о г о з н а ч н ы е о н н 8 а н т о н и м ы ч 9 с и н о н и м ы ы 5 с в е т

Изображение слайда

Слайд 4

Язык – это история народа и культуры. Поэтому изучение и сбережение русского языка является не праздным занятием от нечего делать, но насущной необходимостью. Александр Иванович Куприн

Изображение слайда

Слайд 5

Изображение слайда

Понимания лексического значения слова и употребления слова в соответствии с данным значением. Знания лексической сочетаемости слов. Учета многозначности либо омонимии слов. Учета расслоения лексики на: - общеупотребительную и сферы ограниченного употребления; - активно употребляемую и пассивный словарный запас; - нейтральную и стилистически окрашенную.

Изображение слайда

Слайд 7

ВИД ОШИБКИ ПРИМЕРЫ ПРАВИЛЬНЫЙ ВАРИАНТ 1.Употребление слова в несвойственном ему значении. Всю ЧЕТВЕРТУЮ декаду апреля было холодно. Всю ПОСЛЕДНЮЮ декаду апреля было холодно. 2.Нарушение лексической сочетаемости слова. У Ирины КАРИЕ волосы. У Ирины КАШТАНОВЫЕ волосы. 3.Смешение паронимов. В ЕЛОЧНОМ лесу зеленки обычно не растут. В ЕЛОВОМ лесу зеленки обычно не растут. 4.Употребление многозначных слов или омонимов, приводящее к двусмысленности высказывания. На олимпиаде по русскому языку я потерял ОЧКИ из-за невнимательности. На олимпиаде по русскому языку я потерял БАЛЛЫ из-за невнимательности. 5.Неудачный выбор одного из синонимов. Адвокат добивался, чтобы его подзащитного ОБЕЛИЛИ. Адвокат добивался, чтобы его подзащитного ОПРАВДАЛИ. 6.Употребление лишнего слова (речевая избыточность- плеоназм). Моя бабушка любит НАРОДНЫЙ фольклор. Моя бабушка любит фольклор ( фольклор – «народное творчество»).

Изображение слайда

Слайд 8

ВИД ОШИБКИ ПРИМЕРЫ ПРАВИЛЬНЫЙ ВАРИАНТ 7.Пропуск необходимого слова, приводящий к искажению мысли. В читальный зал в одежде не входить! В читальный зал в ВЕРХНЕЙ одежде не входить! 8.Неуместное повторение одних и тех же либо однокоренных слов (тавтология). В РАССКАЗЕ А.П.Чехова «ИОНЫЧ» РАССКАЗЫВАЕТСЯ ОБ ИОНЫЧЕ. В рассказе А.П.Чехова « Ионыч » говорится – (повествуется, идет речь) о враче… 9.Неуместное употребление диалектной, просторечной лексики. Своевременная и качественная прополка БУРАКОВ способствует хорошему урожаю. Своевременная и качественная прополка СВЕКЛЫ способствует хорошему урожаю. 10.Смешение лексики разных исторических эпох. Петр Первый снял пиджак, засучил рукава и принялся за работу. Слово ПИДЖАК появилось в русском языке только в 19 веке. 11.Двусмысленность высказывания при неудачном использовании местоимений. Профессор сказал ассистенту, что его предположение оказалось правильным. Профессор сказал, что предположение ассистента оказалось правильным.

Изображение слайда

1. Этот фильм – настоящий бестселлер. 2. При поездке за границу я не хожу по магазинам и рынкам, а предпочитаю экскурсионный шоп-тур, потому что хочу познакомиться с достопримечательностями страны. 3. Китайская экономика за последние годы пережила настоящую стагнацию: темпы роста производства были очень высокими. 4. Коттоновые брюки, сшитые из шерстяной ткани, мнутся гораздо меньше льняных. 5. Эмигрант – это иностранец, прибывший в какую-либо страну на постоянное жительство. СЛОВАРЬ

Изображение слайда

Слайд 10

СЛОВАРЬ БЕСТСЕЛЛЕР – пользующаяся повышенным спросом книга, издаваемая большими тиражами. ШОП-ТУР – поездка (обычно за границу) с целью приобретения вещей, продуктов и т. п. СТАГНАЦИЯ – застой в производстве, торговле. КОТТОНОВЫЙ – хлопчатобумажный. ЭМИГРАНТ – переселенец из своей страны в какую-либо другую. ИММИГРАНТ – иностранец, прибывший в какую-либо страну на постоянное жительство. ЗАДАНИЕ

Изображение слайда

1. (Облокотиться, опереться) спиной, заклятый (друг, враг), вороной (конь, цвет), стоимость (высокая, дорогая), цена (низкая, дешевая), играть (значение, роль), (оказывать, производить) впечатление, отъявленный (лодырь, умница), обречен (на успех, на провал), неминуемый (успех, провал), (наступила, началась) война. 2. Утолить (жажду, голод, печаль, страх), плеяда (талантливых ученых, сквернословящих хулиганов), стая (ворон, зайцев, волков), глубокая (старость, юность, ночь), ранний (вечер, день, утро), оказать (помощь, внимание, содействие), одержать (победу, поражение, успех, удачу).

Изображение слайда

Слайд 12: проверка

1. ОПЕРЕТЬСЯ спиной, заклятый ВРАГ, вороной КОНЬ, стоимость ВЫСОКАЯ, цена НИЗКАЯ, играть РОЛЬ, ПРОИЗВОДИТЬ впечатление, отъявленный ЛОДЫРЬ, обречен НА ПРОВАЛ, неминуемый ПРОВАЛ, НАЧАЛАСЬ война. 2. Утолить ЖАЖДУ ( утолить голод), плеяда ТАЛАНТЛИВЫХ УЧЕНЫХ, стая ВОРОН (стая волков), глубокая СТАРОСТЬ (глубокая ночь), оказать ПОМОЩЬ (оказать содействие), одержать ПОБЕДУ

Изображение слайда

Слайд 13: выберите тот из паронимов, который уместен в предложенном словосочетании

1. Продлить (абонент, абонемент), (архитекторский, архитектурный) коллектив, (будняя, будничная) одежда, (ветреный, ветряной) человек, (впечатлительное, впечатляющее) зрелище, (гарантийная, гарантированная) зарплата, (глинистая, глиняная) ваза, осиное (гнездо, гнездовье). 2. (Голосистые, голосовые) связки, (гречишное, гречневое) поле, (двухгодичный, двухгодовалый) жеребенок, (деревянная, древесная) кора, (лобная, лобовая) атака, (луковичный, луковый) привкус, (луковичная, луковая) форма куполов, (националистический, национальный) костюм, (снискать, сыскать) уважение.

Изображение слайда

Слайд 14: проверка

1. Продлить АБОНЕМЕНТ, АРХИТЕКТОРСКИЙ коллектив, БУДНИЧНАЯ одежда, ВЕТРЕНЫЙ человек, ВПЕЧАТЛЯЮЩЕЕ зрелище, ГАРАНТИРОВАННАЯ зарплата, ГЛИНЯНАЯ ваза, осиное ГНЕЗДО. 2. ГОЛОСОВЫЕ связки, ГРЕЧИШНОЕ поле, ДВУХГОДОВАЛЫЙ жеребенок, ДРЕВЕСНАЯ кора, КОРЕННОЕ население, ЛОБОВАЯ атака, ЛУКОВЫЙ привкус, ЛУКОВИЧНАЯ форма куполов, НАЦИОНАЛЬНЫЙ костюм, СНИСКАТЬ уважение. проверка

Изображение слайда

Слайд 15: Исправьте предложения, в которых наблюдается речевая избыточность

1) Я подпрыгнул вверх и сорвал вишню. – Я подпрыгнул и сорвал вишню. 2) От стыда парнишка опустил голову вниз и молчал. – От стыда парнишка опустил голову и молчал. 4) Сергей – настоящий меломан пения и музыки. – Сергей – настоящий меломан. 5) Врач обнаружил нарушение двигательной моторики желудка. – Врач обнаружил нарушение моторики желудка. 6) Он крепко держал в своих руках штурвал руля. 7)Все гости получили памятные сувениры. ПЛЕОНАЗМ

Изображение слайда

Слайд 16: Укажите неуместно употребленные однокоренные слова, замените их синонимами

1) Писатель писал роман в послевоенные годы. 2) Лесник знает в своем лесничестве каждое деревце. 3)Герои-подпольщики вели себя героически. 4)Илюша говорил, что случился этот случай зимой. 5) Пилот вынужден был совершить вынужденную посадку. 6) Активисты активно участвуют в работе. ТАВТОЛОГИЯ

Изображение слайда

Слайд 17: Речевые ошибки, связанные с употреблением фразеологизмов

1. Ошибки в усвоении значения фразеологизмов. 2. Ошибки в усвоении формы фразеологизма. 3. Изменение лексической сочетаемости фразеологизма. 4. Изменение лексической сочетаемости фразеологизма

Изображение слайда

Слайд 18: Вспомните фразеологические обороты, начало которых дано в тексте

На садовом участке ребята работали дружно, старались не ударить … Бросились искать приезжего. а его и след... У Сережи с Мишей дружба крепкая: их водой... Ты всегда преувеличиваешь, делаешь из мухи... Мы его расспрашиваем, а он словно воды... Обиделся Петя на замечания товарищей, надулся как...

Изображение слайда

Слайд 19

УЗНАЙ ФРАЗЕОЛОГИЗМ Тянуть быка за рога

Изображение слайда

Слайд 20

ИМЕТЬ ЗУБ ДНЁМ С ОГНЁМ НЕ СЫСКАТЬ

Изображение слайда

Слайд 21

Глаза разбегаются Денег куры не клюют

Изображение слайда

Слайд 22

СПАТЬ БЕЗ ЗАДНИХ НОГ ВИТАТЬ В ОБЛАКАХ ЛЬЁТ КАК ИЗ ВЕДРА КАК КОТ НАПЛАКАЛ

Изображение слайда

Слайд 23

«Такскать» (так сказать) «Это» «А именно» «Например» «Это самое» «В принципе» «Типа» «Вот» «Понимаешь» «Короче говоря» «В натуре» «Блин» «Вообщем-то»

Изображение слайда

Слайд 24: Исправьте предложения, объясните тип речевой ошибки

1 вариант 1. Два единственных вопроса тревожили жителей города: вода и тепло. 2. Школьный стадион прислонился к старому парку. 3. В зале ожидания находилось много командировочных. 4. Хороший руководитель должен во всем показывать образец своим подчиненным. 2 вариант 1. Проливной ливень заставил нас спрятаться под навес. 2. Данный вопрос не играет существенного значения в решении задачи. 3. Наши воины свершили много геройских подвигов. 4. Эта выставка обогатит ваш кругозор.

Изображение слайда

Последний слайд презентации: Лексические нормы. Лексические ошибки и их исправление. Ошибки в употреблении

Знание лексической нормы русского языка и ее соблюдение — неотъемлемая часть речевой культуры человека

Изображение слайда

Похожие презентации