Первый слайд презентации
МАСТЕР – КЛАСС «Использование метода кроссенс на уроках биологии как средство развития креативного мышления учащихся». Учитель биологии: Даниленко Е.С.. МБОУ «СОШ №62», г. Курск
Слайд 2
Цель: создание условий для креативного, творческого развития обучающихся.
Слайд 4
Разработан соотечественниками Сергеем Фединым - писателем, педагогом, математиком и Владимиром Бусленко - доктором технических наук, художником и философом Впервые опубликован в 2002 году в журнале "Наука и жизнь". Кроссенс представляет собой стандартное поле из девяти квадратиков, в которых помещены изображения "пересечение смыслов" ИСТОРИЯ ВОЗНИКНОВЕНИЯ «Кроссенс»
Слайд 5
КАК РАБОТАЕТ КРОССЕНС Ученика отражение глубины понимания учеником заданной темы; развитие логического и образного мышления; повышение мотивации; повышение уровня собственной эрудиции; поиск интересного дополнительного материала Учителя проверка домашнего задания (рассказать о материале прошлого урока, функция опорной образной схемы); формулировка темы урока, постановка цели урока (найдите связь между изображениями и определите тему урока; определите, что мы будем делать); раскрытие информационного блока темы, поиск проблемы (виды, причины, черты, последствия чего-либо в образах и символах); обобщение материала, закрепление (состоит из изображений, которые появлялись в ходе урока на разных этапах, ученики по ним обобщают материал и делают вывод); организация групповой работы (составление на заданную тему из предложенных изображений, сравнение кроссенсов групп); творческое домашнее задание (составление на заданную тему, по исторической личности или эпохе); построение структуры урока (9 элементов могут содержать в себе последовательное отражение структуры урока с именем, целью или проблемой в середине) и т.д.
Слайд 6
Учебная задача – объяснить или разгадать кроссенс, составить рассказ – ассоциативную цепочку, посредством взаимосвязи изображений, т.е. одним из трех способов Положение об установлении стимулирующих выплат работниками МБОУ «СОШ №2» в новой редакции
Слайд 7
ПРАВИЛА ЧТЕНИЕ КРОССЕНСА АЛГОРИТМ СОЗДАНИЯ КРОССЕНСА: Кроссенс нужно читать сверху вниз и слева направо, далее двигаться только вперед и заканчивать на центральном 5 квадрате, таким образом получается цепочка завернутая «улиткой». Начать можно как с первой, так и с любой узнаваемой картинки. Центральным является квадрат с номером 5. По желанию автора, он может быть связан по смыслу со всеми изображениями в кроссенсе Определение общей идеи. Выделение 8-9 элементов, имеющих отношение к теме. Нахождение связей между элементами, определение последовательности. Выделение элементов, имеющих 3 и более связей. Концентрация смысла в одном элементе (центр). Выделение особенностей каждого элемента. Поиск и подбор изображений, иллюстрирующих элементы. Замена прямых образов и ассоциаций символическими. Построение ассоциативной связи между образами элементов. Выход на новый уровень.
Слайд 9
На этом уровне живая материя организуется в сложные высокомолекулярные органические соединения На этом уровне живая материя организуется в органоиды Клетка является элементарной структурной и функциональной единицей живого. Совокупность биоценоза и абиотических факторов среды обитания (климат, почва). Оболочка Земли, преобразованная деятельностью живых организмов Совокупность клеток, сходных по строению и функциям, а также связанных с ними межклеточных веществ Совокупность популяций разных видов, обитающих на определенной территории Совокупность особей одного вида, которая длительно существует в определенной части ареала Неделимая единица жизни, ее реальный носитель, характеризующийся всеми ее признаками 1 2 3 4 5 6 7 8 9
Слайд 11: УСТАНОВЛЕНИЕ СВЯЗИ ПО ПЕРИМЕТРУ МЕЖДУ КВАДРАТАМИ
1–2 – корону делают из золота; 2–1 – вороны любят уносить все, что блестит, золото тоже блестит; 2-3 – ворона и соловей – птицы; 3-6 – у Андерсена есть сказки «Соловей» и «Огниво», огонь можно зажечь от огнива 6–9 – дрова нужны, чтобы разжечь костер 9-8–7 – топором рубят дрова и сосны; 7-4 – сосна тянется к Солнцу; 4-1 – многих королей сравнивали с Солнцем; 2–5, 4–5, 5–6, 5–8 – все слова содержат букву «О». om