Методика клинического обследования ребенка — презентация
logo
Методика клинического обследования ребенка
  • Методика клинического обследования ребенка
  • Методика клинического обследования ребенка
  • Том 3.
  • Навыки для овладения:
  • Осмотр при исследовании сердечно-сосудистой системы
  • Пальпация области сердца
  • Пальпация верхушечного толчка
  • Пальпация верхушечного толчка (продолжение)
  • Локализация верхушечного толчка
  • Характеристики верхушечного толчка
  • Диагностика пульса у детей
  • Диагностика пульса у детей (продолжение)
  • Диагностика пульса у детей (продолжение)
  • Диагностика пульса у детей (продолжение)
  • Диагностика пульса у детей (продолжение)
  • Частота пульса у детей различного возраста
  • Перкуссия при исследовании сердечно-сосудистой системы
  • Правила перкуссии
  • Определение правой границы относительной сердечной тупости
  • Определение правой границы относительной сердечной тупости (продолжение )
  • Определение правой границы относительной сердечной тупости
  • Определение верхней границы относительной сердечной тупости
  • Определение верхней границы относительной сердечной тупости
  • Определение левой границы относительной сердечной тупости
  • Определение левой границы относительной сердечной тупости (продолжение)
  • Определение левой границы относительной сердечной тупости
  • Границы относительной сердечной тупости у детей различного возраста
  • Поперечный размер сердца
  • Определение границ абсолютной сердечной тупости
  • Границы абсолютной сердечной тупости у детей различного возраста
  • Правила аускультации
  • Аускультация сердца
  • Аускультация сердца (продолжение)
  • Аускультация сердца
  • Литература
1/35

Изображение слайда

Слайд 2

Электронное учебное пособие предназначено для студентов III-IV курсов высших медицинских учебных заведений для самостоятельной подготовки к практическим занятиям по курсу пропедевтики детских болезней. Учебная база: Центр практической подготовки педиатрического факультета.

Изображение слайда

Слайд 3: Том 3

Методика обследования сердечно-сосудистой системы (пальпация, перкуссия, аускультация)

Изображение слайда

Слайд 4: Навыки для овладения:

Общий осмотр ребенка; Прицельный осмотр области сердца и периферических сосудов; Пальпация области сердца и верхушечного толчка; Перкуссия относительной и абсолютной сердечной тупости, определение ширины поперечника сердца; Аускультация сердца; Оценка пульса.

Изображение слайда

Общий осмотр с оценкой: Общего состояния; Положения; Показателей физического развития; Состояния кожи и видимых слизистых оболочек Наличия отеков Прицельный осмотр: Визуализация верхушечного толчка; Визуализация сердечного толчка; Визуализация области сонных артерий

Изображение слайда

Пальпация области сердца осуществляется ладонью правой руки, обращенной основанием кисти к грудине

Изображение слайда

Начинается с пальпации всей кистью области сердца

Изображение слайда

Слайд 8: Пальпация верхушечного толчка (продолжение)

Затем верхушечный толчок определяется II – IV пальцами ; Характеристики верхушечного толчка : локализация, площадь, сила (резистентность), высота (величина).

Изображение слайда

Слайд 9: Локализация верхушечного толчка

По горизонтальной линии : до 1,5 лет – в IV, а затем в V межреберье; По вертикальной линии: до 2 лет – на 1-2 см кнаружи от левой средне-ключичной линии, от 2 до 7 лет – на 1 см кнаружи от нее, от 7 до 12 лет – по средне-ключичной линии старше 12 лет – на 0,5 см кнутри от ЛСК линии

Изображение слайда

Слайд 10: Характеристики верхушечного толчка

Площадь – нормальная площадь 1х1 см, у детей старшего возраста – 2х2 см. Сила – субъективно определяется размером силы, которую нужно применить для препятствия выпячиванию грудной клетки во время систолы. В норме толчок умеренной силы. Высота – оценивается по амплитуде колебаний межреберных промежутков во время систолы. В норме – умеренной высоты.

Изображение слайда

Слайд 11: Диагностика пульса у детей

Определяется при пальпации крупных сосудов; Места пальпации пульса: лучевые, височные, сонные, бедренные, артерии тыла стопы; Характеристики пульса: синхронность, ритмичность, частота, напряжение, наполнение, величина Оценка пульса начинается с его синхронности (параллельно на парных артериях); Ритмичность оценивается по количеству ударов за равные промежутки времени; Частота пульса у детей оценивается только за 1 минуту; Напряжение пульса определяется силой, с которой нужно прижать артерию для его прекращения; Наполнение пульса – заполнение кровью артерии (зависит от ударного объёма и ОЦК); Величина пульса – соответствует степени растяжения артерии.

Изображение слайда

Слайд 12: Диагностика пульса у детей (продолжение)

Определение пульса на лучевых артериях (сначала на обеих руках II и III пальцами в области лучезапястного сустава). При одинаковых показателях на обеих руках ( синхронный пульс ) в дальнейшем можно определять состояние пульса на одной руке.

Изображение слайда

Слайд 13: Диагностика пульса у детей (продолжение)

Диагностика пульса на сонных артериях

Изображение слайда

Слайд 14: Диагностика пульса у детей (продолжение)

Диагностика пульса на бедренной артерии

Изображение слайда

Слайд 15: Диагностика пульса у детей (продолжение)

Диагностика пульса на a. tibialis posterior Диагностика пульса на a. dorsalis pedis

Изображение слайда

Слайд 16: Частота пульса у детей различного возраста

Новорожденные 140 – 160 в 1 минуту 1 год 120 в 1 минуту 5 лет 100 в 1 минуту 10 лет 85 в 1 минуту 12 лет 80 в 1 минуту 15 лет 70 – 75 в 1 минуту

Изображение слайда

Слайд 17: Перкуссия при исследовании сердечно-сосудистой системы

Определение границ относительной сердечной тупости; Определение границ абсолютной сердечной тупости; Определение ширины поперечника сердца П оследовательность определения границ сердца : Правая граница; Верхняя граница; Левая граница. Применяют перкуссию со средней силой удара

Изображение слайда

Слайд 18: Правила перкуссии

Врач располагается с правой стороны ребенка, Лучше обследовать пациента в вертикальном положении с опущенными руками (ребенка раннего возраста, больного в тяжелом состоянии – лежа). Перкуссия проводится по межреберным промежуткам в направлении от легочной ткани к сердцу. Палец-плессиметр располагается параллельно искомой границе сердца.

Изображение слайда

Слайд 19: Определение правой границы относительной сердечной тупости

Перкуссия начинается со II-III межреберья, палец-плессиметр ставят параллельно ребрам и перкутируют вниз по средне-ключичной линии до печеночной тупости

Изображение слайда

Слайд 20: Определение правой границы относительной сердечной тупости (продолжение )

Достигнув печеночной тупости, и поднявшись на 1 межреберье, палец-плессиметр ставят параллельно искомой границе и проводят перкуссию снаружи кнутри; При достижении притупления звука отмечают границу по наружной стороне пальца-плессиметра

Изображение слайда

Слайд 21: Определение правой границы относительной сердечной тупости

Кликнуть на картинке левой клавишей мыши

Изображение слайда

Слайд 22: Определение верхней границы относительной сердечной тупости

Палец-плессиметр устанавливается в 1 межреберье по стернальной линии (у детей раннего возраста – по средне-ключичной линии) слева; Перкуссия проводится сверху вниз, до появления тупого звука; Граница отмечается по верхнему краю пальца

Изображение слайда

Слайд 23: Определение верхней границы относительной сердечной тупости

Кликнуть на картинке левой клавишей мыши

Изображение слайда

Слайд 24: Определение левой границы относительной сердечной тупости

Начинается с определения локализации верхушечного толчка; В межреберном промежутке на уровне верхушечного толчка палец-плессиметр ставят параллельно искомой линии на передней подмышечной линии; Удар наносят четко в направлении спереди – назад (ортоперкуссия)

Изображение слайда

Слайд 25: Определение левой границы относительной сердечной тупости (продолжение)

Границу отмечают по наружному краю пальца.

Изображение слайда

Слайд 26: Определение левой границы относительной сердечной тупости

Кликнуть на картинке левой клавишей мыши

Изображение слайда

Слайд 27: Границы относительной сердечной тупости у детей различного возраста

Возраст Граница До 2 лет 2-7 лет 7-12 лет > 12 лет Правая Правая парастерналь-ная линия Кнутри от правой парастерналь-ной линии Середина между правой парастерналь-ной и правой стернальной линиями Правая стернальная линия Верхняя 2 ребро 2 – е межреберье 3 ребро 3 ребро или 3 межреберье Левая На 2 см кнаружи от левой средне-ключичной линии На 1 см кнаружи от левой средне-ключичной линии По левой средне-ключичной линии Кнутри от левой средне-ключичной линии

Изображение слайда

Слайд 28: Поперечный размер сердца

После нахождения правой и левой границ измеряют ширину поперечного размера сердца Нормативы поперечного размера сердца: До 2 лет – 6-9 см. 2-7 лет - 8-12 см. 7-12 лет – 9-14 см. > 12 лет – 9 – 14 см.

Изображение слайда

Слайд 29: Определение границ абсолютной сердечной тупости

Методика определения границ (правой, верхней и левой) аналогична методике при определении относительной сердечной тупости; Границы абсолютной сердечной тупости исследуют тихой и тишайшей перкуссией ; Определяют после нахождения границ относительной сердечной тупости.

Изображение слайда

Слайд 30: Границы абсолютной сердечной тупости у детей различного возраста

Возраст Граница До 2 лет 2-7 лет 7-12 лет > 12 лет Правая Левая стернальная линия Верхняя 2 межреберье 3 ребро 3 межреберье 4 ребро Левая На 0,5-1,0 см кнаружи от левой средне-ключичной линии левая средне-ключичная линия На 1,0 см кнаружи от левой парастерналь-ной линии левая парастерналь-ная линия

Изображение слайда

Слайд 31: Правила аускультации

Целесообразно проводить аускультацию в разных положениях больного: лежа на спине, на левом боку и стоя; Необходимо сравнивать аускультативные данные в моменты вдоха, вдоха, а также при задержке дыхания; Аускультация проводится в определенной последовательности.

Изображение слайда

Слайд 32: Аускультация сердца

Последовательность аускультации сердца по правилу «восьмерки» : Точки аускультации Верхушка (митральный клапан); Второе межреберье справа от грудины (аортальный клапан); Второе межреберье слева от грудины (клапаны легочной артерии); Место прикрепления мечевидного отростка к грудине (трехстворчатый клапан); Место прикрепления 3-4 левых ребер к грудине – точка Боткина – Эрба (митральный и аортальный клапаны) 1 2 3 4 5

Изображение слайда

Слайд 33: Аускультация сердца (продолжение)

Последовательность аускультации сердца «по ходу кровотока»: Верхушка (митральный клапан); Место прикрепления 3-4 левых ребер к грудине – точка Боткина –Эрба (митральный и аортальный клапаны); Второе межреберье справа от грудины (аортальный клапан); Второе межреберье слева от грудины (клапаны легочной артерии); Место прикрепления мечевидного отростка к грудине (трехстворчатый клапан). 1 2 3 4 5

Изображение слайда

Слайд 34: Аускультация сердца

После выслушивания сердца в указанных местах аускультация продолжается по всей области проекции сердца, а также в подмышечных, подключичных участках и на спине (на рисунке – задняя зона аускультации аорты ).

Изображение слайда

Последний слайд презентации: Методика клинического обследования ребенка: Литература

Капитан Т.В. Пропедевтика детских болезней с уходом за детьми: Учебн. для студ. медвузов. – М.: МЕДпресс-информ, 2004. Мазурин А.В., Воронцов И.М. Пропедевтика детских болезней. – М.: Медицина, 1987. Последовательность и методика объективного обследования ребенка: Учебно-методич. пособие для студентов. – Саратов, 1991. Энциклопедия клинического обследования больного: пер. с англ.//М.: ГЭОТАР МЕДИЦИНА, 1997.

Изображение слайда

Похожие презентации