Первый слайд презентации: ОРГАНИЗАЦИЯ САНИТАРНО-ЭПИДЕМИОЛОГИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ НАСЕЛЕНИЯ
Здоровье населения в значительной мере формируется под действием экологических факторов, сила влияния которых в последние годы имеет тенденцию к росту. Развитие науки, технологический прогресс и внедрение научно-технических разработок в производство, кроме общественных благ, создает также определенные угрозы для человечества. Они связаны с появлением новых загрязнителей окружающей среды, увеличением количества вредных выбросов, ростом нагрузки на экосистему и тому подобное. ОРГАНИЗАЦИЯ САНИТАРНО-ЭПИДЕМИОЛОГИЧЕСКОЙ СЛУЖБЫ
Среди 10 самых главных факторов риска возникновения заболеваний Всемирная организация охраны здоровья определила опасную воду и неудовлетворительные санитарно-гигиенические условия, в которых находится достаточно значительная часть населения. Анализ состояния окружающей среды в Украине свидетельствует о значительных уровнях загрязнения атмосферного воздуха, воды, почвы. Важную роль в обеспечении здоровых условий жизни, труда, отдыха и в предупреждении негативного влияния факторов окружающей среды на здоровье население играет санитарно-эпидемиологическая служба.
Земские санитарные организации. 1918 г. – медико-санитарные органы местных Советов рабочих, крестьянских и солдатских депутатов. 1919 г. – губернские комиссариаты здравоохранения, Народный комиссариат с санитарно-эпидемиологическим отделом (5 санитарно-бактериологических институтов, 21 санитарно-бактериологическая лаборатория, 5 пастеровских станций. 1922 г. – проект построения санитарной организации (А.М. Марзеев, Ⅲ Всеукраинский съезд бактериологов, эпидемиологов и санитарных врачей ). 1923 г. – декрет «О санитарных органах республики». 1933 г. – организована государственная санитарная инспекция. 1941 г. – 800 санитарно-эпидемиологических станций, профильные НИИ. 50-е годы – ликвидирована госсанинспекция, ее функции переданы санэпидстанциям (текущий и предупредительный санитарно-эпидемиологический надзор). 70-е годы – централизация управления и финансирования (городские и сельские СЭС за счет областного бюджета).
Слайд 5: Законодательство Украины по вопросам санитарно-эпидемиологического благополучия населения
Слайд 6: Законодательная база
Деятельность ГСЭС регламентируется следующими нормативно-правовыми актами: Конституция Украины; Основы законодательства Украины о здравоохранении IV раздел (1992 г., с изменениями от 1992-2016г.); Закон Украины об обеспечении санитарного и эпидемического благополучия (1994 г., с изменениями от 1996-2015 г.); Закон о защите населения от инфекционных болезней (2000 г., с изменениями от 2003-2012г.); Положение о государственном санитарно-эпидемиологическом надзоре (1999 г., с изменениями от 2002-2014 г.); Положение о государственной санитарно-эпидемиологической службе (2011 г., с изменениями от 2012 г.). Положение о Государственной службе Украины по вопросам безопасности пищевых продуктов и защиты потребителей (2015 г.) « Об охране окружающей природной среды» «О защите прав потребителя» «О ветеринарной медицине» «Об охране труда» «О рекламе» «Об использовании ядерной энергии и радиационную безопасность» «О защите населения от инфекционных заболеваний» «Пестициды и агрохимикаты » «О качестве и безопасности пищевых продуктов и продовольственного сырья» и др. Кодекс Украины об административных правонарушениях
Слайд 7: Понятие «санитарно-эпидемиологическое благополучие населения »
Состояние здоровья населения и среды жизнедеятельности человека, при котором: показатели заболеваемости находятся на устойчивом уровне для данной территории, условия проживания благоприятны для населения, параметры факторов среды жизнедеятельности находятся в пределах, определенных санитарными нормами В системе государственных мероприятий и центральных органов исполнительной власти особая функция в охране здоровья, профилактике заболеваний и государственного надзора за соблюдением законодательства по здравоохранению принадлежит Государственной санитарно-эпидемиологической службе.
Слайд 8: Принципы организации санитарно-эпидемиологической службы
Государственный характер – закреплен в законодательных документах, выполнение санитарно-гигиенических и санитарно-противоэпидемических норм и правил является обязательным для всех ведомств и служб. Научно-плановая основа – включает исследование влияния разных факторов окружающей среды на здоровье человека, общества и разработку соответствующих мероприятий, норм и правил, направленных на обеспечение надлежащих условий жизни и труда. Единство санитарно-гигиенических и санитарно-противоэпидемических мероприятий – при осуществлении в оперативном или плановом порядке противоэпидемических мероприятий по ликвидации вспышек отдельных инфекций, проводится весь комплекс санитарных, оздоровительных и профилактических мероприятий (обеспечение доброкачественной питьевой водой, продуктами питания, улучшение качества атмосферного воздуха, условий труда, отдыха и т.д.).
Слайд 9: Принципы организации санитарно-эпидемиологической службы
Единство предупредительного и текущего санитарного надзора – как одна из основных функций учреждений службы, осуществляется едиными методами на всей территории государства. Участие различных служб и ведомств, организаций, предприятий, учреждений и граждан в проведении санитарных и противоэпидемических мероприятий – в соответствии с действующими законодательными документами. Участие в международном сотрудничестве по обеспечению санитарно-эпидемического благополучия населения.
Слайд 10: Основные направления деятельности санитарно-эпидемиологической службы
Осуществление государственного санитарно-эпидемиологического надзора за соблюдением требований санитарного законодательства Проведение государственной санитарно-эпидемиологической экспертизы, обследование, расследование, лабораторные и инструментальные исследования и испытания, а также санитарную, гигиеническую, токсикологическую, эпидемиологическую и других видов оценку среды жизнедеятельности человека, объектов хозяйственной и других видов деятельности, продукции, работ, услуг, проектной документации и выдает заключение об их соответствии (несоответствии) требованиям санитарных норм. Проведение лабораторных исследований и испытаний с целью определения влияния на состояние здоровья и жизни человека воздуха, воды, почвы, продукции, которая производится или реализуется. Осуществление гигиенического нормирования и проведение государственной регистрации опасных для здоровья и жизни человека факторов среды жизнедеятельности.
Слайд 11: Основные направления деятельности санитарно-эпидемиологической службы
Анализирует санитарную и эпидемическую ситуацию. Вносит в установленном порядке органам исполнительной власти и органам местного самоуправления предложения о проведении мер с целью обеспечения санитарного и эпидемического благополучия населения, необходимости введения карантина. Обеспечивает охрану территории Украины от занесения и распространения особо опасных (в том числе карантинных) и опасных инфекционных болезней, осуществляет санитарно-эпидемиологический контроль и надзор в пунктах пропуска через государственную границу. Устанавливает ограничения или запрещает въезд на территорию Украины ее граждан, иностранцев и лиц без гражданства, экспорт, импорт, транзит грузов и товаров из стран или регионов в связи с неблагополучной эпидемической ситуацией на их территориях. Согласовывает санитарные и противоэпидемические (профилактические) мероприятия, контролирует их осуществление.
Слайд 12: Основные направления деятельности санитарно-эпидемиологической службы
Утверждает и вводит в действие санитарные нормы. Выдает обязательные для исполнения предписания и постановления о устранении или ограничении вредного влияния на состояние здоровья и жизни человека факторов среды жизнедеятельности, причин и условий возникновения и распространения инфекционных болезней. Организует ведение государственного учета инфекционных болезней, профессиональных заболеваний, массовых неинфекционных заболеваний (отравлений), радиационных поражений людей. Ведет государственные реестры инфекционных болезней, продуктов питания, пищевых и биологически активных добавок, потенциально опасных факторов дезинфекционных средств, заключений государственной санитарно-эпидемиологической экспертизы. Изучение, оценивание и прогнозирование показателей здоровья населения в зависимости от состояния среды его жизнедеятельности, определяет факторы окружающей среды, которые вредно влияют на состояние здоровья человека.
Слайд 13: Основные направления деятельности санитарно-эпидемиологической службы
Анализирует причины и условия возникновения и распространения инфекционных болезней, профессиональных заболеваний, массовых неинфекционных заболеваний (отравлений), радиационных поражений людей. Определяет методы испытания дезинфицирующих средств, регламентирует и контролирует их применение. Согласовывает отраслевые и межотраслевые программы обеспечения санитарного и эпидемического благополучия. Взаимодействует с государственными органами и общественными организациями по вопросам охраны здоровья человека. Принимает меры по развитию международного сотрудничества по вопросам обеспечения санитарного и эпидемического благополучия населения.
Слайд 14: Государственная санитарно-эпидемиологическая служба (ГСЭС)
Это органы, организации и учреждения санитарно-эпидемиологического профиля Министерства здравоохранения Украины, соответствующие организации, учреждения, части и подразделения Министерства обороны, Министерства внутренних дел, Государственного комитета по делам охраны государственной границы и Службы безопасности Украины. Специально уполномоченным центральным органом государственной исполнительной власти, осуществляющим контроль и надзор за соблюдением санитарного законодательства, государственных стандартов, критериев и требований, направленных на обеспечение санитарного и эпидемиологического благополучия населения является Министерство здравоохранения Украины. На организации и учреждения государственной санитарно-эпидемиологической службы системы МЗ Украины и других министерств и ведомств возлагаются функции специально уполномоченных органов надзора на соответствующих и подчиненных территориях, объектах, частях и подразделениях.
Слайд 16: Структура ГСЭС системы МЗ
Главное санитарно-эпидемиологическое управление МЗ. Управление по медицинским проблемам аварии на Чернобыльской АЭС МЗ. Центральная СЭС МЗ. Крымская республиканская СЭС. Областные, городские, районные городские и сельские СЭС, дезинфекционные станции. Центральная СЭС на ЖД транспорте, СЭС на ЖД, линейные СЭС на ЖД. Центральная СЭС на воздушном транспорте. Центральная СЭС на водном транспорте, СЭС бассейнов и портов. Санитарно-карантинные подразделения. Специализированные организации и учреждения МЗ для борьбы с особо опасными инфекциями. СЭС объектов, которые имеют особый режим работы.
Слайд 17: Структура ГСЭС системы МЗ
ГСЭС МЗ Украины насчитывает 812 санэпидучреждений, в числе которых Центральная СЭС МЗ, Республиканская СЭС АР Крым, 24 областных, 191 городская, 479 районных сельских СЭС, Центральные СЭС на водном, ЖД, воздушном транспорте, 3 бассейновых, 14 портовых, 55 ЖД и линейных на ЖД, 1 противочумная, 8 СЭС специализированных медсанчастей и 32 дезинфекционные станции. Комитет МЗ по вопросам иммунобиологических препаратов. Комитет МЗ по вопросам гигиенического регламентирования. Совет по регламентации использования и внедрения дезинфекционных средств. Госпредприятие « Укрвакцина ». 14 научно-исследовательских институтов. Кадрово-штатная структура насчитывает более 55 тыс. работников, в т.ч. 11,4 тыс. врачей, 1000 специалистов с высшим немедицинским образованием и около 29 тыс. среднего медицинского персонала.
Слайд 18: Реформа СЭС
декабрь 2012 - январь 2013 Все учреждения СЭС были ликвидированы, а на из базе были созданы новые структуры. До реорганизации санэпидслужба была в статусе учреждения здравоохранения, сотрудники СЭС находились в статусе медработников. Реорганизованная санэпидслужба стала функционировать вне Министерства здравоохранения и не относится к системе здравоохранения.
Слайд 19: Реформа СЭС
Вместо СЭС – две новые структуры До реорганизации в Харьковской области работала 41 СЭС и каждая являлась самостоятельным юридическим лицом. На сегодняшний день их функции взяли на себя два юрлица. Одна структура – Главное управление госсанэпиднадзора Харьковской облгосадминистрации, где работают как госслужащие, так и другие работники. Управление осуществляет надзирательную функцию и имеет все полномочия контролирующего органа. Вторая структура – Харьковский областной лабораторный центр санэпидслужбы, который представлен подразделениями. Исследованиями на Харьковщине занимаются 13 лабораторий – 12 в районах области и одна в Харькове. Лабораторный центр создан для обеспечения проведения исследований в порядке осуществления государственного надзора в рамках плановых и неплановых проверок, а также для оказания платных услуг учреждениям и населению (проводят бактериологические исследования на инфекционные заболевания, исследования проб из окружающей среды – воды, почвы, воздуха).
Слайд 20: Реформа СЭС
45% сотрудников сократили В ходе реформирования санэпидслужбы проходило крупное сокращение сотрудников. Если до реформы в Харьковской области работало три тысячи сотрудников СЭС, то осталось 1390. май-июнь 2015 Функции СЭС распределят между Министерством здравоохранения и Минагрополитики. Так, по словам Сандро Квиташвили, эпидконтроль и эпиднадзор останется под Минздравом. В то время, как вопрос безопасности пищевых продуктов перейдет к Министерству аграрной политики. Реформа СЭС
Слайд 21
Основное место в работе санитарно- эпидемиологической службы занимает предупредительный и текущий санитарный надзор
Слайд 22: Предупредительный санитарный надзор (ПСН)
В зависимости от уровня учреждения включает: Гигиеничное и эпидемиологическое нормирование потенциально опасных для здоровья человека факторов. Государственная санитарно-гигиеническая (санитарно-эпидемиологическая) экспертиза, направленная на определение соответствия новой деятельности, технологии, продукции, сырья, нормативным документам, проектной, технической, инструктивно-методической документации, санитарному законодательству, в том числе санитарным нормам, государственным стандартам, техническим условиям, регламентам и т.п. Контроль за соблюдением санитарно-гигиенических норм и правил при проектировании, строительстве, реконструкции жилых, коммунальных, промышленных и других объектов, при изменении технологии производства или внедрении новых производственных процессов. Проведение проверки состояния строительства и выдачи выводов на соответствие требованиям санитарных норм объектов и сооружений, которые вводятся в эксплуатацию ; Выдача предусмотренных законодательством выводов и разрешений
Слайд 23: Учетные документы ПСН
Заключение о выборе и отводе земельных участков под строительство Заключение относительно проекта строительства. Карта санитарного надзора за строительством, реконструкцией объекта. Заключение о возможности введения в эксплуатацию построенного, восстановленного или реконструированного промышленного объекта. Акт принятия государственной приемочной комиссией к эксплуатации законченного строительства (реконструированного) объекта.
Слайд 24: Текущий санитарный надзор (ТСН)
Цель – контроль за соблюдением санитарно-гигиенических и противоэпидемических норм и правил на действующих предприятиях, в учреждениях, организации на сооружениях различного назначения, в жилых и общественных помещениях, ЛПУ, детских учреждениях. 1) контроль за соблюдением требований безопасности для здоровья и жизни человека; 2) контроль за организацией и проведением санитарных и противоэпидемических (профилактических) мероприятий ; 3)изучение, анализ и оценку санитарной и эпидемической ситуации, прогнозирования показателей здоровья населения в зависимости от состояния среды его жизнедеятельности, определения факторов окружающей среды, которые вредно влияют на состояние здоровья и жизни человека;
Слайд 25: Текущий санитарный надзор (ТСН)
4) выдачу обязательных для исполнения предписаний, постановлений и выводов по устранению или ограничению вредного влияния на состояние здоровья и жизни человека факторов среды жизнедеятельности, причин и условий возникновения и распространения инфекционных болезней; 5)ведение государственного учета инфекционных болезней, профессиональных заболеваний, массовых неинфекционных заболеваний (отравлений), радиационных поражений; 6)контроль за качеством и эффективностью использования дезинфекционных средств ; 7)установление ограничений или запрета въезда на территорию Украины ее граждан, иностранцев и лиц без гражданства, экспорта, импорта, транзита грузов и товаров из отдельных стран или регионов в связи с неблагополучной эпидемической ситуацией на их территориях;
Слайд 26: Текущий санитарный надзор (ТСН)
8) проведение обследования, расследования, лабораторного и инструментального исследования и испытания, а также санитарной, гигиенической, токсикологической, эпидемиологической и других видов оценки среды жизнедеятельности человека, объектов хозяйственной и других видов деятельности, продукции, работ, услуг, проектной документации и выдача по их результатам заключений относительно соответствия (несоответствия) требованиям санитарных норм; 9) подготовку и внесение в установленном порядке органам исполнительной власти и органам местного самоуправления предложений о проведении санитарных и противоэпидемических (профилактических) мер для обеспечения санитарного и эпидемического благополучия населения, необходимости установления карантина; 10) обеспечение охраны территории Украины от занесения и распространения особо опасных (в т. ч. карантинных) и опасных инфекционных болезней, осуществление санитарно-эпидемиологического контроля и надзора в пунктах пропуска через государственную границу.
Слайд 27: Учетные документы при осуществлении ТСН
Акт санитарного обследования. Акты отбора проб воды, пищевых продуктов, кулинарных изделий. Акт расследования профотравления и профзаболевания. Протоколы исследований питьевой воды, воздуха населенных мест, воздуха закрытых помещений, почвы, измерений шума и вибрации и т.п.
Слайд 28: Разделы деятельности СЭС
Контрольная работа – осуществление предупредительного и текущего санитарного надзора. Консультативная работа – проведение консультаций различных ведомств по вопросам охраны окружающей среды, профилактики инфекционных заболеваний, организации надлежащих условий жизни, быта, труда, учебы, отдыха, предоставление юридическим и физическим лицам информации о санитарно-эпидемической ситуации. Организационно-методическая работа – координация и направление деятельности предприятий, учреждений, организаций на выполнение санитарно-гигиенических, противоэпидемических норм и правил; разработка, утверждение и согласование инструктивно-методических материалов по обеспечение санитарного и эпидемического благополучия. Научно-практическая работа – проведение углубленного изучения влияния факторов окружающей среды и способа жизни на здоровье населения с целью разработки мероприятий по его улучшению. Нормативная работа – разработка и утверждение (согласование) санитарных правил, гигиенических нормативов, проведение санитарно-гигиенической экспертизы.
Слайд 30: Методы работы специалистов СЭС
Динамическое санитарное и эпидемиологическое наблюдение за территорией, отдельными объектами (с целью гигиенической и эпидемиологической оценки и прогнозирования, планирование профилактических мероприятий ) Лабораторное (инструментальное) исследование различных факторов окружающей среды. Экспертные оценки санитарно-эпидемической ситуации Статистический метод (с целью оценки состояния здоровья населения, анализа эпидемических процессов, оценки объема и качества работы СЕС, анализа эффективности санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий) Социологический метод (опрос, анкетирование с целью получения информации для анализа)
Последний слайд презентации: ОРГАНИЗАЦИЯ САНИТАРНО-ЭПИДЕМИОЛОГИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ НАСЕЛЕНИЯ
Задачи, возложенные на государственную санитарно-эпидемиологическую службу, предусматривают: уменьшение груза э козависимых заболеваний, снижение антропогенного давления факторов среды на население, повышение уровня экологического сознания общества и обеспечения его устойчивого развития