Первый слайд презентации: ПОЗНАНИЕ
© С.К. Свечников, 2006-2007 svechnikov-sk@mail.ru Процесс получения знаний Познание – процесс деятельности человека, основным содержанием которого является отражение объективной реальности в его сознании, а результатом – получение нового знания об окружающем мире. ГНОСЕОЛОГИЯ- наука о познании Отражение и воспроизведение действительности в мышлении субъекта, результатом которого является новое знание о мире
Слайд 2
Мышление - высшая форма активного отражения в сознании познающего субъекта объективной реальности и собственного «я» Процесс мышления выражается в стремлении человека познать то, что находится за пределами чувственного опыта (т.е из отдельных фактов, образов, понятий представить обобщенную картину). В процессе мышления человек в состоянии корректировать свое поведение, сопоставляя его с поведением других людей, с поведенческим эталоном, критически оценивать свое «Я»
Слайд 3
В процессе мышления создаются новые идеи, прогнозируются события и действия. ОРУДИЕМ МЫШЛЕНИЯ является язык (слова, художественные образы, математические знаки, понятия…), который дает возможность фиксировать знания и передавать их от поколения к поколению.
1) познаваемый предмет; 2) весь окружающий мир в тех границах, в которых с ним взаимодействуют люди и общество в целом; 3) человек Человек общество
Мир познаваем и познание есть единство чувственного и рационального Большинство (гностики, оптимисты) Решающую роль играют ощущения и восприятия Сенсуализм (Дж. Локк) Решающую роль играют мыслительные операции (разум) Рационализм (Р. Декарт) Решающую роль играют опыт, эксперимент Эмпиризм (Ф. Бэкон) Мир познать невозможно Агностицизм (Агностики, пессимисты) (И. Кант) Два уровня познания
ЧУВСТВЕННОЕ ПОЗНАНИЕ РАЦИОНАЛЬНОЕ ПОЗНАНИЕ (логическое) В нем задействованы 5 органов чувств: зрение, слух, осязание, обоняние, вкус
Слайд 7: Формы чувственного познания
Образ предмета, возникающий на основе предшествующих ощущений и восприятий ( Человек может представить себе когда-то виденное, описать то, что воспринимал раньше. При этом какие-то детали, отдельные черты предмета могут быть утрачены при сохранении его существенных свойств. ) П редставление Целостный образ внешнего мира, формирующийся на основе ощущений В осприятие представляет собой отражение отдельных свойств и признаков предметов окружающего мира, которые непосредственно воздействуют на органы чувств О щущение
Слайд 9: Представление- наиболее сложная форма чувственного познания. В основе лежит память. Здесь нет конкретного предмета, который отражается. Но, как и в восприятии, остается конкретный образ объекта, но с той лишь разницей, что этот образ несколько «усреднен»
Реальное (то, которое человек способен реализовать на практике например, представление о новом устройстве автомобиля…) Нереальное (о русалке, домовом, бабе Яге, д.Морозе…)
Слайд 10: Роль чувственного познания:
а) органы чувств являются единственным каналом, который непосредственно связывает человека с внешним миром; б) без органов чувств человек не способен ни к познанию, ни к мышлению вообще; в) потеря даже части органов чувств затрудняет процесс познания; г) органы чувств дают минимум информации, который оказывается необходимым и достаточным для познания материального и духовного мира с многих сторон. Таким образом, на чувственном этапе познания главная роль принадлежит телесным чувствам, поскольку мыслительная деятельность возможна лишь на основе данных органов чувств. В результате работы органов чувств человек получает ощущения, а ум формирует простейшие представления.
Слайд 11: Задание:
Один философ сравнивал процесс познания с судом: пять органов чувств — это пять свидетелей, только они могут знать истину. Если продолжить данную аналогию, кто в данном случае выступает судьей?
Слайд 12
Понятие Представляет собой форму (вид) мысли, которая отражает общие и существенные признаки познаваемых предметов или явлений. (н-р: понятие «человек» или «самолет» не ограничивается образом конкретного человека или маркой летательного аппарата Суждение Логическая связь понятий. Мысль, утверждающая или отрицающая нечто об объектах познания. (Высказывая суждения, человек пользуется понятиями, которые являются элементами суждения). Н-Р: «Корень учения горек, да плод его сладок», «Семь раз отмерь- один отрежь»… Умозаключение Вывод нового знания на основе имеющихся суждений (заключение или вывод). Н-р: «Азбука- к мудрости ступенька. Но не всякий, кто читает, в чтении силу знает. Чтобы стать мудрым, нужно вдумчиво читать, размышлять над прочитанным» Формы рационального познания
Слайд 13: Виды умозаключений:
а) дедуктивные, дедукция( deductio – выведение), рассуждения, в результате которых из общих знаний получают конкретные б) индуктивные, индукция (inductio – наведение) умозаключения от конкретных фактов к общему утверждению. Индуктивные умозаключения «наводят»на мысль.
Слайд 14: Какие из следующих умозаключений можно отнести к дедукции (А), а какие – к индукции (В)?
1 ) Все металлы проводят электричество. Свинец и медь – металлы. Следовательно, свинец и медь проводят электричество. 2) Растению капусте для нормального развития необходим полив. Растению хлопку тоже необходим полив. И растение помидор также необходимо поливать. Следовательно, всем перечисленным и другим растениям для нормального роста и развития необходим полив, то есть регулярное естественное или искусственное внесение в почву определённого количества влаги.
Слайд 16
Хотя чувственное и рациональное познание играют огромную роль в получении нового знания, тем не менее их бывает недостаточно для решения каких-либо научных проблем. Важную роль играют следующие формы мыслительной деятельности: Предвидение; Фантазия; Воображение; Мечта; интуиция. Интуиция – вспышка проницательности (истинной или ложной). Интуицию невозможно объяснить.
Слайд 17: Словарь урока:
Знание - результат познания Мышление - высшая форма активного отражения в сознании познающего субъекта объективной реальности и собственного «я» Понятие -это мысль, в которой фиксируются общие и существенные признаки вещей; Ложь- это сознательное искажение образа объекта; Заблуждение - это знания, не соответствующие реальности, но принимаемые за истину.
Слайд 18: Об этом спорят
Можно ли измерить интеллект? В конце XIX в. исследователи попытались отыскать некий универсальный врожденный фактор, отличающий умников от тупиц. Француз А. Бине создал для Французской академии образования, анализирующей школьную успеваемость, набор тестов-испытаний на внимание, память, сообразительность, эстетические чувства. В результате родился наиболее известный сегодня показатель интеллектуального развития — IQ — коэффициент интеллекта. С тех пор миллионы людей измерили с помощью этого показателя свой интеллект. Соответствующие тесты используются кадровыми службами многих компаний. Однако многие ученые считают, что тесты измеряют не сам интеллект, а успешность решения ряда задач. При этом не учитывается множество как долговременных (в хорошей или плохой школе учился испытуемый), так и кратковременных факторов (был ли человек в момент тестирования чем-то расстроен), способных оказать воздействие на результат проверки
Слайд 19
? Рациональное познание, в отличие от чувственного: дает истинные знания о предмете опирается на ощущения расширяет представления о мире использует логические умозаключения В процессе чувственного познания, в отличие от рационального, происходит: непосредственное восприятие предмета систематизация информации классификация полученных данных формирование понятий
Слайд 20: Основные мыслительные операции
анализ синтез сравнение абстрагирование обобщение разложение целого на части объединение частей в единое целое сопоставление ряда явлений и предметов для выявления у них общего или различий формирование образов реальности посредством отвлечения и пополнения переход от единичного к общему
Слайд 21: Разновидности познания:
1) обыденное (практическое) совершается в повседневном жизненном опыте – в труде, общении, каждодневных занятиях; 2) научное – главный источник рациональных знаний людей о мире; 3) образное (художественное) – характерно для искусства, художественной культуры (в рассказе представить какую-либо картину, сюжет…); 4) в философском и религиозном познании люди формируют различные представления о мире. З а д а н и е. Приведите примеры, раскрывающие каждый вид познания.
Слайд 22: Методы научного познания
Метод – совокупность приемов получения определенного результата. Эмпирические методы Теоретические методы Наблюдение Эксперимент Описание Сравнение измерение Анализ Синтез Индукция (от частного к общему) Дедукция (от общего к частному) Моделирование Формализация Математизация, Рефлексия Аксиоматизация обобщение
Слайд 23
Слово «эмпирический» буквально означает «то, что воспринимается органами чувств». Когда это прилагательное употребляется по отношению к методам научного исслед., оно служит для обозначения методик и методов, связанных с сенсорным (чувственным) опытом. Поэтому говорят, что эмпирические методы основываются на т. н. «твердых (неопровержимых) данных» («hard data»). Эмпирический, опытный. Т.е. с помощью опытов," проверено на практике»… Методы теоретического познания помогают делать логические выводы и умозаключения, основанные на исследовании полученных фактов, вырабатывать суждения и понятия.
Слайд 24
Моделирование - метод исследования определенных объектов путем воспроизведения их характеристик на другом объекте – модели. При материальном моделировании конкретного объекта его изучение заменяется исследованием некоторой модели, имеющей ту же физическую природу, что и оригинал (модели самолетов, кораблей, космических аппаратов и т.п.).
Слайд 25
Формализация - отображение содержательного знания в знаково-символическом виде. При формализации рассуждения об объектах переносятся в плоскость оперирования со знаками (формулами), что связано с построением искусственных языков (язык математики, логики, химии и т.п.). Главное в процессе формализации - над формулами можно производить операции. Тем самым операции с мыслями о предметах заменяются действиями со знаками и символами.
Слайд 26
Рефлексия – научная деятельность, направленная на исследование конкретных явлений и самого процесса познания; Аксиоматизация – в основе лежат аксиомы (аксиомы Эвклида). МАТЕМАТИЗАЦИЯ — процесс применения понятий и методов математики в естественных, технических и социально-экономических науках для количественного анализа исследуемых ими явлений.
Слайд 27: Уровни научного познания
Основные формы знания – закон, принцип, научная теория Основные формы знания – факты и эмпирические законы Главная задача – объяснение изучаемых явлений Главная задача – описание предметов и явлений Рациональные формы познания Чувственные формы познания Теоретический Эмпирический
Слайд 28
В2. Найдите в приведенном ниже списке теоретические методы научного познания. Запишите цифры, под которыми они указаны 1)наблюдение 2)сравнение 3)формализация 4)математизация 5)обобщение 6)эксперимент ОТВЕТ: 3,4,5
Слайд 30
К формам научного знания относят проблемы, научные факты, гипотезы, теории, идеи, принципы, категории и законы Факт, как явление действительности, становится научным фактом, если он прошел строгую проверку на истинность. Факты - это наиболее надежные аргументы как для доказательства, так и для опровержения каких-либо теоретических утверждений. И.П. Павлов называл факты «воздухом ученого». Однако при этом надо брать не отдельные факты, а всю, без исключения, совокупность фактов, относящихся к рассматриваемому вопросу. В противном случае возникает подозрение, что факты подобраны произвольно.
Слайд 31
Научные проблемы - это осознанные вопросы, для ответа на которые имеющихся знаний недостаточно. Ее можно определить и как «знание о незнании» Научная гипотеза - такое предположительное знание, истинность или ложность которого еще не доказано, но которое выдвигается не произвольно, а при соблюдении ряда требований, к которым относятся следующие.
Слайд 32
Категории науки - это наиболее общие понятия теории, характеризующие существенные свойства объекта теории, предметов и явлений объективного мира. Например, важнейшими категориями являются материя, пространство, время, движение, причинность, качество, количество, причинность и.т.п.
Слайд 33
Законы науки отражают существенные связи явлений в форме теоретических утверждений. Принципы и законы выражаются через соотношение двух и более категорий. Научные принципы - наиболее общие и важные фундаментальные положения теории. Научные принципы играют роль исходных, первичных посылок и закладываются в фундамент создаваемых теорий. Содержание принципов раскрываются в совокупности законов и категорий.
Слайд 34
Научные концепции - наиболее общие и важные фундаментальные положения теорий. Научная теория - это систематизированные знания в их совокупности. Научные теории объясняют множество накопленных научных фактов и описывают определенный фрагмент реальности (например, электрические явления, механическое движение, превращение веществ, эволюцию видов и т.п.) посредством системы законов. Главное отличие теории от гипотезы - достоверность, доказанность
Слайд 35
Научная картина мира - это система научных теорий, описывающая реальность
Слайд 36: В2
Ниже приведен ряд терминов. Все они, за исключением 2-х, относятся к понятию «формы научного познания» 1) проблема 2)анализ 3)научный факт 4)индукция 5)теория 6)гипотеза ОТВЕТ: 2.4
Слайд 37: Назовите слово, пропущенное в таблице
Гипотезы Предположения, догадки, выдвигаемые в ходе научного исследования Законы Выводы о существенных, объективных, повторяющихся связях между предметами и явлениями ?... Система взаимосвязанных утверждений, законов Научное познание ОТВЕТ: ТЕОРИИ
Слайд 40: Истина
Истина – знание, соответствующее своему предмету, совпадающее с ним Относительная истина Абсолютная истина Субъективность Объективная истина Главный критерий истины – практика!
Слайд 41
Объективная истина- отражает реальное положение вещей, окружающий мир такой, какой он существует (т.е. не зависит от воли, устремлений, интересов познающего субъекта).Н-р: огонь обжигает, лед холодный Относительная истина- неполное, неточное знание (ограниченное верное знание о чем-либо)- большинство знаний являются относительными Абсолютная истина- полное, исчерпывающее знание о природе, обществе, человеке. Знание, которое никогда не может быть опровергнуто (математические формулы, неопровержимо установленные факты) Истина и ее виды:
Слайд 42: Критерии истины
1. Общественная практика (обыденная практика, наблюдение, эксперимент и т.д.); 2) формально-логический критерий (применяется в тех условиях, когда нет возможности опереться на практику; например, выявление логических противоречий в математических рассуждениях); 3 ) непротиворечивость тем знаниям, истинность которых установлена.
Слайд 43
4) логика (логическая обоснованность); 5) практические результаты; 6) соизмеримость с проблемами человеческого бытия
Слайд 44: Роль практики в познании
Практика – материальное освоение человеком окружающего мира. Пока какое-то положение, высказанное в виде теории не будет доказано на опыте, оно останется всего лишь гипотезой (предположением) Человек не просто созерцает окружающий мир, но в процессе познания преобразует его Человек для того и познает мир, чтобы использовать результаты познания в своей практической деятельности
Слайд 46: Абсолютная истина-
это несомненное, неизменное, раз и навсегда установленное знание. Абсолютная истина полностью исчерпывает предмет и не может быть опровергнута при дальнейшем развитии познания.
Слайд 47: Противоположности истины
Заблуждение – знание, которое не соответствует своему предмету. Ложь – преднамеренное введение в заблуждение.
Слайд 48
? Полное, исчерпывающее знание называется: относительной истиной абсолютной истиной объективной истиной теорией
Слайд 49: Наука – основная форма познания
стремление к объективности целенаправленность определенные методы точность особый язык выявление законов и закономерностей, более глубоких знаний + искусство, философия, мораль, религия, повседневный опыт…
Слайд 50: Установите соответствие
? Установите соответствие Положение Вид познания общество – это многоголовая гидра, пожирающая человеческую индивидуальность научное обыденное художественное для человека всегда важнее личная жизнь, чем общественная общество – это сложная динамичная система, все компоненты которой тесно взаимосвязаны одной из функций семьи является социализация подрастающих поколений
Слайд 51: Этапы теоретического познания
постановка цели и задач анализ литературы по теме формулировка гипотезы организация и проведение исследования анализ и обобщение полученных данных проверка гипотезы формулировка законов, научных прогнозов предположение
Слайд 52: Установите соответствие
? Установите соответствие Методы научного познания Уровни научного познания эксперимент теоретический эмпирический математическое моделирование наблюдение структурный анализ системный подход
Слайд 53: Основные отрасли научного познания
Физика Химия Биология Информатика Генная инженерия История Социология Политология Филология Психология Этика
Слайд 55: Верны ли следующие суждения о социальном знании?
? Верны ли следующие суждения о социальном знании? А. Социальное знание связано с интересами субъектов социального познания. Б. Социальное знание характеризуется единообразием взглядов и подходов. верно только А верно только Б верно А и Б оба суждения неверны
Слайд 56
С7 Один философ критерием истинных знаний считал их ясность, самоочевидность. Другой философ такой критерий искал в ощущениях. Опираясь на знания курса, укажите три критерия истины, принятых современной наукой. Содержание верного ответа и указания по оцениванию (допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла) В правильном ответе могут быть приведены критерии: 1) общественная практика (тот или иной вид познания имеет в качестве критерия истины соответствующую именно ему форму практики: обыденная практика, наблюдение, эксперимент и т.д.); 2) формально-логический критерий (применяется в тех условиях, когда нет возможности опереться на практику; например, выявление логических противоречий в математических рассуждениях); 3) непротиворечивость тем знаниям, истинность которых установлена. Могут быть приведены критерии истины в других формулировках Приведены три критерия 3 Приведены два критерия 2 Приведён один критерий 1 Ответ неправильный 0 Максимальный3
Последний слайд презентации: ПОЗНАНИЕ: Назовите слово, пропущенное в таблице
Методы познания Характеристика ?... Исследование явлений действительности в контролируемых и управляемых (изменяемых) условиях. Выдвижение гипотез Выдвижение догадок, предложений, для объяснения фактов, не укладывающихся в старые теории Ответ: эксперимент