Слайд 2: Вопросы лекции
Научный метод и его границы. Уровни научного познания и их взаимосвязь. Критерии научности (научного знания). Научное и вненаучное знание.
Слайд 4: Научный метод и его специфика
Специфика научного познания состоит в его методе. Научный метод – совокупность основных способов получения новых знания в рамках любой науки. Специфика научного метода познания состоит в его содержании и алгоритме: наблюдение – гипотеза – эксперимент – закон – теория – наблюдение ' и т.д.
Слайд 5: Наблюдение и его результаты
Наблюдение – целенаправленное пассивное изучение объектов, опирающееся в основном на данные органов чувств. Результатами единичных наблюдений являются эмпирические факты.
Слайд 6: Эмпирические и научные факты
Эмпирические факты – это факты, полученные в ходе единичных наблюдений, но не прошедших проверку на достоверность. К ним прежде всего относятся факты о редко встречающихся и аномальных явлениях и процессах. Научные факты – это эмпирические факты, прошедшие проверку на достоверность; знание о каком-либо событии, явлении, достоверность которого доказана, т.е. как синоним истины.
Слайд 7: Гипотеза и причина ее необходимости
В случае, когда имеют место труднообъяснимые и не понятные по происхождению научные факты, возникает потребность в гипотезах. Гипотеза – предположение о причинах тех или иных научных фактов (явлений и процессов), нуждающееся также, как и эмпирические факты, в проверке на достоверность.
Слайд 8: Результаты проверки гипотезы
В ходе проверки гипотезы на достоверность возможны два варианта: 1) ее подтверждение (верификация); 2) ее опровержение (фальсификация). Верификация – эмпирическое подтверждение гипотезы (признание ее истинности). Фальсификация – эмпирическое опровержение гипотезы (признание ее ложности).
Слайд 9: Недостатки наблюдения и причины возникновения потребности в эксперименте
Недостатки наблюдения состоят в том, что оно : неповторяемо; субъективно. Эксперимент призван, в том числе, преодолеть эти недостатки наблюдения, но самое главное – подтвердить или опровергнуть выдвинутую гипотезу.
Слайд 10: Определение эксперимента
Эксперимент – метод специально спланированного и проведенного в специальных условиях исследования; активное и целенаправленное вмешательство в протекание изучаемого процесса, соответствующее изменение объекта или его воспроизведение в специально созданных и контролируемых условиях.
Слайд 11: Необходимое условие успешного проведения эксперимента
Эксперимент должен быть задуман (и потом осуществлен) таким образом, чтобы изучаемый объект подтвердил или опровергнул проверяемую гипотезу. Для этого субъекту познания необходимо найти (мысленно) и создать (на практике) такие условия или обстоятельства, чтобы изучаемый объект «прокололся» и ответил либо «да», либо «нет».
Слайд 12: Два основных научных результата эксперимента
Основными научными результатами эксперимента являются: закон и теория. Закон – устойчивая повторяющаяся связь процессов и явлений. Теория – наиболее развитая форма научного знания, дающая целостное отображение закономерных и существенных связей определенной области действительности (например, экономическая или физическая теория).
Слайд 13: Другие важные особенности научного метода
Ясность и однозначность способа изучения конкретного объекта. Представление результатов в форме, обеспечивающей их независимое воспроизведение. Открытость результатов для широкого обсуждения.
Слайд 14: Границы научного метода
Вопрос о границах научного метода был поставлен во 2-ой половине XYIII в. И. Кантом. Спустя почти три столетия частью ученых было признано существование фундаментальных, практически непреодолимых границ научного метода.
Слайд 15: Границы научного метода (2)
Под границами научного метода следует понимать: во-первых, ситуации и области неэффективности его применения; во-вторых, возможные негативные последствия его применения (например, при разработке различных видов оружия массового уничтожения и т.п.).
Слайд 16: Границы научного метода (3)
К границам научного метода относятся: неизбежная ограниченность опыта; ограничения природы человека в познании явлений и процессов, протекающих в микро- и мегамире; его инструментальная природа (способность служить как благим, так и злым целям).
Слайд 18: Уровни научного познания
Выделяют два уровня научного познания: эмпирический (эмпирическое исследование); теоретический (теоретическое исследование).
Слайд 19: Отличительные признаки эмпирического и теоретического исследования
Эмпирическое и теоретическое исследование отличает: характер взаимодействия с объектом исследования; опора на различные человеческие способности; методы исследования; формы полученного знания.
Слайд 20: Особенности эмпирического исследования
Эмпирическое исследование: 1) имеет непосредственное взаимодействие с изучаемым объектом; 2) опирается на показания органов чувств; 3) применяет такие методы, как наблюдение, измерение и эксперимент; 4) Получает такие формы знания, как научный факт, описание, первичная классификация и эмпирический закон.
Слайд 21: Особенности теоретического исследования
Теоретическое исследование: 1) имеет косвенное взаимодействие с изучаемым объектом; 2) опирается на мыслительные способности человека; 3) применяет такие методы, как абстрагирование, идеализация, индукция и дедукция, анализ и синтез, аналогия, сравнение, формализация и моделирование; 4) Получает такие формы знания, как гипотеза, теоретический закон и теория.
Слайд 22: Взаимосвязь эмпирического и теоретического уровня познания
Два уровня научного познания тесно связаны друг с другом: так, движение научного метода, начинающегося на эмпирическом уровне (наблюдение) невозможно без обращения к теоретическому уровню (гипотеза), а затем – вновь к эмпирическому (эксперимент) и т.д.
Слайд 23: Название третьего вопроса
Критерии научности (научного знания). Научное и вненаучное знание
Слайд 24: Критерий, свойство, признак
Критерий (греч. kriteriori ) – признак, на основании которого производится оценка, определение или классификация, мера оценки. Признак – свойство, по которому познают или узнают объект. Свойство – сторона объекта, определяющая его отличие или сходство с другими объектами.
Слайд 25: Критерии научности
Критерии научности – это основные особенности научного знания, позволяющие отличать его от разных видов вненаучного знания. Несоответствие знания хотя бы одному критерию научности означает его принадлежность к вненаучному знанию.
Слайд 26: Критерии научности (2)
К критериям научности можно отнести: объективность; достоверность; точность; системность.
Слайд 27: Критерии научности (3)
Объективность – независимость знания от личности исследователя, от его индивидуальности. Достоверность – обоснование и проверка знания с помощью опыта (наблюдений и экспериментов) и логических доказательств. Точность – это использование в науке особого языка терминов (определений понятий) и математических формул. Системность – приведение совокупности полученных знаний в порядок на основании определенных теоретических принципов.
Слайд 28: Заключение
Научное познание – это непрерывный процесс открытия и теоретического объяснения новых фактов. «Начать с наблюдения фактов, изменять условия, сопровождать эту первоначальную работу точными измерениями, вывести общие законы… наблюдаемых явлений, понять природу силы, вызывающей эти явления, затем дать математическое выражение этих законов – таков путь Ньютона» (Анри Ампер)