Виды знаний. 1.3 — презентация
logo
Виды знаний. 1.3
  • Виды знаний. 1.3.
  • Термин «знание» употребляется в разных смыслах:
  • Виды знаний.
  • Виды знаний.
  • Виды знаний.
  • Научное познание
  • Виды знаний. 1.3.
  • особенности научного познания следующие:
  • Виды знаний. 1.3.
  • Научное познание – уровни:
  • Формы научного познания
  • Методы научного познания
  • Сделаем выводы:
  • Социальное познание.
  • Проверим домашнее задание.
  • Виды знаний. 1.3.
  • Особенности социального познания
  • Особенности социального познания
  • Особенности гуманитарного познания
  • Социальный факт
  • Виды социальных фактов.
  • Зачем интерпретировать социальный факт?
  • Сделаем выводы:
  • Повторим ранее изученное.
  • Виды знаний. 1.3.
  • Виды знаний. 1.3.
  • Виды знаний. 1.3.
  • Виды знаний. 1.3.
  • Виды знаний. 1.3.
  • Виды знаний. 1.3.
  • Виды знаний. 1.3.
  • Проверь себя.
1/32

Первый слайд презентации: Виды знаний. 1.3

http://discusser.nm.ru/

Изображение слайда

Как способности, умения, навыки, которые базируются на осведомленности Как познавательно значимая информация Как особая познавательная единица, выражающая форму отношения человека к действительности и существующая наряду и во взаимосвязи со своей противоположностью — практическим отношением.

Изображение слайда

Слайд 3: Виды знаний

житейское Носит эмпирический характер. Базируется на здравом смысле и обыденном сознании. Является основой повседневного поведения людей, их взаимоотношений между собой и с природой. Сводится к констатации фактов и их описанию научное Понимание действительности в ее прошлом, настоящем и будущем, достоверное обобщение фактов. Осуществляет предвидение различных явлений. Реальность облекается в форму отвлеченных понятий и категорий, общих принципов и законов, которые зачастую приобретают крайне абстрактные формы (формулы, графики, схемы и т. д.)

Изображение слайда

Слайд 4: Виды знаний

Практи-ческое Овладение вещами, преобразование мира Художе-ственное Целостное отображение мира и человека в нем. Строится на образе, а не на понятии Рациональ-ное Отражение реальности в логических понятиях и категориях. Связано с рациональным мышлением

Изображение слайда

Слайд 5: Виды знаний

Иррациональ-ное Не связано с рациональным мышлением и даже противоречит ему. Предметом являются эмоции, страсти, переживания, интуиция, воля, а также некоторые явления, например, аномальные, характеризующиеся парадоксальностью и не подчиняющиеся законам логики и науки Личностное Зависимо от способностей субъекта и от особенностей его интеллектуальной деятельности

Изображение слайда

Слайд 6: Научное познание

Все знают и все понимают только дураки и шарлатаны. Антон Чехов.

Изображение слайда

Слайд 7

Научное познание — особый вид познавательной деятельности, направленный на выработку объективных, системно -организованных и обоснованных знаний о природе, человеке и обществе. cor.edu.27.ru

Изображение слайда

Слайд 8: особенности научного познания следующие:

— объективность добываемого знания; — развитость понятийного аппарата (категориальность); — рациональность, связанная с непротиворечиворечивостью, доказательностью и системностью; — проверяемость; — высокий уровень обобщения знаний; — универсальность; — использование специальных способов и методов познавательной деятельности.

Изображение слайда

Слайд 9

Научное познание универсально в том смысле, что может сделать предметом исследования любой феномен, может изучать все в человеческом мире. Однако все, что наука делает своим предметом, она исследует со стороны закономерностей и причин. Научное познание имеет свои уровни, формы и методы.

Изображение слайда

Слайд 10: Научное познание – уровни:

Эмпирический Выявление объективных фактов, как правило, со стороны их очевидных связей. Теоретический Выявление фундаментальных закономерностей, обнаружение за видимыми проявлениями скрытых, внутренних связей и отношений.

Изображение слайда

Слайд 11: Формы научного познания

Эмпирический уровень: Научный факт (событие, физический процесс) Эмпирический закон Теоретический уровень: Проблема Гипотеза Теория

Изображение слайда

Слайд 12: Методы научного познания

Эмпирические методы: наблюдение, эксперимент, измерение, описание, сравнение. Теоретические методы: Аналогия (сходство в качествах), Моделирование (воспроизведение схожих характеристик на другом объекте- «модели»), Идеализация – мыслительные объекты, реально не существующие в опыте и действительности( «прямая», «точка», «идеальный газ», «абсолютно твёрдое тело») Абстрагирование ( мысленное отвлечение от ряда свойств предмета и выделение какого-либо свойства )

Изображение слайда

Слайд 13: Сделаем выводы:

Эмпирические знания - фрагментарны (дают знания только об отдельных сторонах изучаемого объекта) Теоретические знания - системны, раскрывают сущность изучаемого объекта. Только единство всех методов научного познания обеспечивает их истинность.

Изображение слайда

Слайд 14: Социальное познание

Люди существуют друг для друга. Марк Аврелий. Жить в обществе и быть свободным от общества нельзя. Ленин.

Изображение слайда

Слайд 15: Проверим домашнее задание

Чем отличаются знания социальные и гуманитарные.

Изображение слайда

Слайд 16

Социальное знание – анализ общественных процессов и выявление в них закономерных, повторяющихся явлений Гуманитарное знание - анализ целей, мотивов, ориентации человека и понимание его помыслов, побуждений, намерений Социальное и гуманитарное знания взаимопроникаемы. Без человека нет общества. Но и человек не может существовать без общества.

Изображение слайда

Слайд 17: Особенности социального познания

1.Субъект и объект познания совпадают. 2. Получаемое социальное знание всегда связано с интересами индивидов-субъектов познания. 3. Социальное знание всегда нагружено оценкой, это ценностное знание.

Изображение слайда

Слайд 18: Особенности социального познания

4. Сложность объекта познания — общества, которое обладает разнообразием различных структур и находится в постоянном развитии. 5. Поскольку общественная жизнь изменяется очень быстро, то в процессе социального познания можно говорить об установлении только относительных истин. 6. Ограничена возможность применения такого метода научного познания, как эксперимент.

Изображение слайда

Слайд 19: Особенности гуманитарного познания

Понимание Обращение к текстам писем и публичных выступлений, дневников и программных заявлений, художественных произведений и критических рецензий и т. д., с тем чтобы понять их смысл. Невозможность сведения знания к однозначным, всем признанным определениям. Гуманитарное знание призвано воздействовать на человека, одухотворять, преображать его моральные, идейные, мировоззренческие ориентиры, способствовать развитию его человеческих качеств.

Изображение слайда

Слайд 20: Социальный факт

Объективный Научный Событие, имевшее место в определенное время, при определенных условиях. Не зависит от исследователя. Может быть не зафиксирован. Знание о событии, которое описано с учетом специфики социальной ситуации, в которой оно имело место. Зафиксирован в книгах, документах или иным путем.

Изображение слайда

Слайд 21: Виды социальных фактов

Действия, поступки людей, отдельных индивидов или больших социальных групп Продукты человеческой деятельности (материальные и духовные) Словесные (вербальные) действия : мнения, суждения, оценки

Изображение слайда

Слайд 22: Зачем интерпретировать социальный факт?

Чтобы факт стал научным, его следует интерпретировать (лат. interpretatio — истолкование, разъяснение). Прежде всего факт подводится под какое-либо научное понятие. Далее изучаются все существенные факты, из. которых складывается событие, а также ситуация(обстановка), в которой оно происходило, прослеживаются многообразные связи изучаемого факта с другими фактами.

Изображение слайда

Слайд 23: Сделаем выводы:

Таким образом, интерпретация социального факта — это сложная многоступенчатая процедура его истолкования, обобщения, объяснения. Только интерпретированный факт является действительно научным фактом.

Изображение слайда

Слайд 24: Повторим ранее изученное

1.Утверждение «Товар имеет стоимость» является примером А) представления Б) понятия В) суждения Г) умозаключения

Изображение слайда

Слайд 25

2. Критерием (ями) истины является (ются): А) соответствие господствующему в обществе учению Б) практика В) мнение руководства Г) всё указанное выше

Изображение слайда

Слайд 26

3. И чувственное и рациональное познание: А) формирует представления и знания о предмете Б) начинается с ощущения В) даёт наглядный образ предмета В) использует логическое умозаключение.

Изображение слайда

Слайд 27

4.Верны ли следующие суждения о социальном познании? А. В социальном познании его субъект и объект совпадают. Б. В социальном познании активно используется эксперимент. А)Верно только А Б)Верно только Б В)Верны оба суждения Г) Оба суждения неверны.

Изображение слайда

Слайд 28

5. Какое суждение строится на образе? А)научное Б) практическое В) художественное Г) житейское

Изображение слайда

Слайд 29

6. Форма знания, выражающая специфику эмпирического уровня научного познания. А) закон Б) теория В) факт Г) концепция

Изображение слайда

Слайд 30

7.Найдите и укажите термин не связанный с понятием «научное познание» Закономерность, примета, синтез, объективность, исследование. Ответ:_____________

Изображение слайда

Слайд 31

8.Найдите и укажите термин не связанный с понятием «мышление» Обобщение, уподобление, ощущение, отвлечение, сравнение. Ответ:_______________

Изображение слайда

Последний слайд презентации: Виды знаний. 1.3: Проверь себя

1 2 3 4 5 6 7 8 в б а а в в приметы ощущения

Изображение слайда

Похожие презентации