Слайд 2: Цель занятия
рассмотреть психологическую сущность процесса межличностного общения; определить стороны и средства общения
Слайд 3: Основные категории:
общение; коммуникативная сторона общения, интеракция; перцепция
Слайд 4: Учебные вопросы:
1. Понятие общения. 2. Коммуникативная сторона общения. 3. Интерактивная сторона общения. 4. Перцептивная сторона общения.
Слайд 5: Перечень основной литературы
Бодалев А.А. Психология общения,- М.: Издательство Институт практической психологии, Воронеж: НПО МОДЭК, 1996.-256 с Леонтьев А. А. Психология общения. – 3-е изд. – М.: Смысл, 2012. – 365 с Н емов Р. С. Психология : учеб. для студ. высш. учеб. зав. : в 2 кн. / Р. С. Н емов. – М. : Просвещение; Владос, 2005. – Кн. 1 : Общие основы психологии.
Слайд 11: Задание для самостоятельной работы
Выписать из учебника Немова Р.С. Виды общения Оновные барьеры межличностной коммуникации и показать причины их возникновения.
Слайд 12: ПОДХОДЫ К ИЗУЧЕНИЮ ПРОБЛЕМЫ ОБЩЕНИЯ
Слайд 14: Общение – это
сложный многоплановый процесс установления и развития контактов между людьми, порождаемый потребностями в совместной деятельности и включающий в себя обмен информацией, выработку единой стратегии взаимодействия, восприятие и понимание другого человека
Слайд 15: Общение – это
осуществляемое знаковыми средствами взаимодействие субъектов, которое вызвано потребностями в совместной деятельности и направлено на значимые изменения в состоянии, поведении и личностно-смысловых образованиях партнеров
Слайд 16: Потребность в общении
Слайд 17: Аффилиативная потребность
формируется в жизненной практике межличностных отношений – определенной системе реальных отношений личности с другими людьми, группами людей, имеет эмоциональную основу, актуализируется и удовлетворяется только в общении.
Слайд 21: Цель общения
– это то, ради чего у человека возникает данный вид активности, средство удовлетворения различных потребностей: социальных, культурных, познавательных, творческих, эстетических, интеллектуального роста, нравственного развития и ряда других.
Слайд 22: Содержание общения
это информация, которая в межличностных контактах передается от одного индивида к другому (сведения о внутреннем мотивационном или эмоциональном состоянии, информация о состоянии внешней среды и так далее)
Слайд 23: Средства общения
то, каким образом человек реализует определенное содержание и цели общения, способы кодировки, передачи, переработки и расшифровки информации, которой обмениваются в процессе общения
Слайд 24: Субъекты общения
субъект общения, который передает информацию, выступает в качестве коммуникатора субъект, который принимает информацию, выступает в качестве реципиента.
Слайд 26: Стороны общения
коммуникативная - обмен информацией между участниками перцептивная – восприятие и понимание общающимися друг друга интерактивная - взаимодействие обмен не только словами, но и действиями, поступками
Слайд 28: Правило Альберта Меграбяна
только 7% содержания информации передается значением слов - вербально (от лат. verbalis – "словесный") 38% определяется тем, как эти слова произносятся 55% - мимикой и жестами
Слайд 32: Невербальная коммуникация
оптико-кинетическая система знаков паралингвистическая и экстралингвистическая системы знаков проксемика визуальное общение ("контакт глаз") ольфакторный компонент
Слайд 37: Словарь жестов Джона Булвера
В XVII веке была предпринята попытка создания специального словаря жестов. Английский философ, врач Джон Булвер (Бульвер ) систематизировал наиболее распространённые жесты и интерпретировал их специфику. В 1644 году он издаёт научные трактаты « Хирономия » и « Хирология или Естественный язык рук », предназначенные для актёров и риторов, чтобы помочь им сделать речь более выразительной. Определено типовое значение того или иного жеста в выражении эмоций, чувств, намерений.
Слайд 49: Выделяют четыре пространственных зоны:
1. Интимная зона (от 0 до 46см). 2. Личностная зона (от 46см до 1,2м). 3. Социальная зона (от 1,2 до 3,6м). 4. Публичная зона (более 3,6м).
Слайд 53: Механизмы восприятия человека человеком
идентификация (от лат. identificare – отождествлять) – уподобление себя другому человеку, умение поставить себя на его место; рефлексия (от лат. reflexsio – обращение назад, отражение) – анализ собственного психического состояния, осознания индивидом того, как он воспринимается партнером по общению; эмпатия (от греческого. empatheia – сопереживание) – способность к постижению эмоционального состояния другого человека, сопереживание его чувствам, как своим собственным. Способность к эмпатии у каждого человека разная.
Слайд 54: Механизмы психологического влияния
Психическое заражение – это неосознанная, непроизвольная склоннось индивида к определенным психическим состояниям Внушение (суггестия) ) – это неосознаваемое влияние одного человека на другого, которое вызывает определенные изменения в его психике и поведении. Убеждение – это способ влияния на сознание личности через обращение к ее собственному критическому мнению с помощью доказательств, логического упорядочения фактов и выводов.
Слайд 55: Общение как межличностное взаимодействие
Интеракция - выработка единой стратегии взаимодействия между партнёрами
Слайд 56: Виды межличностного взаимодействия
сотрудничество – тип взаимоотношений, который предусматривает взаимопонимание и взаимоподдержку; паритет – равные союзнические отношения, которые основываются на взаимной выгоде; соревнование – желание достичь большего и лучшего в доброжелательном соперничестве; конкуренция – стремление доминировать над другими; антагонизм – резкие противоречия между партнерами по общению, при котором общение по своему характеру является вынужденным.