Первый слайд презентации: САМООБРАЗОВАНИЕ: ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА
К. филос. н., доцент кафедры философии, социологии и истории Воронежский государственный технический университет Культурно-просветительский факультет Кафедра философии, социологии и истории
Слайд 3: ПЛАН
Что такое самообразование ? Зачем вам самообразование? Постановка целей самообразования Методы и средства самообразования Пути самообразования
Слайд 4: КОМПЕТЕНЦИЯ САМООБРАЗОВАНИЯ
САМООБРАЗОВАНИЕ – готовность конструировать и осуществлять собственную образовательную траекторию на протяжении всей жизни, обеспечивая успешность и конкурентноспособность
Слайд 5: СЕКРЕТ В « САМО»
Ключевое преимущество самообразования – самостоятельность человека в области выбора нужных и устраивающих его источников информации, их формах представления и обработки.
Слайд 6: ЧТО ТАКОЕ САМООБРАЗОВАНИЕ?
Самообразование – это такая форма индивидуальной деятельности человека, которая мотивирована его собственными профессиональными и личностными интересами и потребностями и направлена на приобретение необходимого багажа знаний, навыков и умений и их усовершенствование, а также на развитие и усовершенствование им качеств своей личности.
Слайд 7: ЗАЧЕМ САМООБРАЗОВАНИЕ В 21 ВЕКЕ?
ДЛЯ ПОЛУЧЕНИЯ НОВЫХ ЗНАНИЙ, НАВЫКОВ И ОПЫТА ДЛЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО И ЛИЧНОСТНОГО РОСТА ДЛЯ ПОВЫШЕНИЯ ДОХОДОВ ДЛЯ САМОРЕАЛИЗАЦИИ
Слайд 8
ОБРАЗОВАНИЕ САМООБРАЗОВАНИЕ Есть образовательная организация, учитель, преподаватель, наставник Нет образовательной организации, учителя, преподавателя, наставника Зачастую знания проходят мимо, не интегрируются в личность Знания, добытые самостоятельно, интегрируются в личность Зачастую теория не связана с практикой Максимальный перенос теоретических знаний в практическую плоскость Несамостоятельность в выборе предмета изучения, источников и методов Самостоятельный выбор предмета изучения, источников и методов Мотивация извне (учитель, преподаватель, родители) Основная мотивирующая сила - внутренняя потребность человека ОБРАЗОВАНИЕ vs САМООБРАЗОВАНИЕ
Слайд 9
ХАРАКТЕРИСТИКИ САМООБРАЗОВАНИЯ самостоятельность, непрерывность, дисциплинированность, целеустремлённость, нацеленность на результат
Слайд 10: Это систематизирующий компонент в самообразовании, от которого зависит и его содержание, и результат, и выбранные формы и средства самообучения
ЦЕЛЬ САМООБРАЗОВАНИЯ Итак, целями самообразования могут быть: - Повышение уровня своей эрудиции, правовой и общей культуры. - Изучение и внедрение новых технологий. - Изучение и внедрение новых форм, методов и приемов работы. - Совершенствование своих знаний в профессиональной области. - Приобретение каких-то навыков.
Слайд 11: 1.Изучите свою образовательную ситуацию (условия). 2. Определите собственный уровень подготовки. 3. Сформулируйте цель обучения (уточните и конкретизируйте ее)
ЭТАПЫ ПОСТАНОВКИ ЦЕЛИ САМООБРАЗОВАНИЯ
Слайд 12
КАК ПОСТАВИТЬ ЦЕЛЬСАМООБРАЗОВАНИЯ по методу SMART Чем конкретнее и компактнее сформулирована цель, тем легче ее достичь Цель должна быть измеримой: нужно проработать критерии, по которым будет оцениваться успех/неуспех Реалистичность важна: если цель недостижима в принципе или в конкретный момент, стоит отказаться от нее Определитесь с истинностью цели: действительно ли она важна с точки зрения стратегии и общих планов? Достижение цели должно быть ограничено во времени или привязано к конкретной дате.
Слайд 14: КАК ПОСТАВИТЬ ЦЕЛЬ САМООБРАЗОВАНИЯ?
Превратите свое самообразование в проект с конкретными задачами, чтобы было понятно, когда вы достигните цели. Представьте, чего хотите достичь и чего реально можете добиться в заданные сроки. Не пытайтесь «хорошо разобраться в грамматике», а выберите 10 самых важных тем, найдите для них как можно больше упражнений и составьте для себя финальный тест. Определите сроки: 3 месяца. Дедлайн должен быть четким. Я хочу изучить инструменты самообразования, чтобы в условиях перехода на дистанционнный формат обучения успешно осваивать различные курсы самостоятельно.
Слайд 15: ЧТО НУЖНО ДЛЯ САМООБРАЗОВАНИЯ?
Самомотивация : умение мотивировать себя самостоятельно («заряжать» себя на действия). Инструмент самомотивации – самоанализ как диагностика ваших истинных стремлений, желаний и поступков.
Слайд 16: Самоанализ связан с правильной постановкой потребности, связанной с желанием обучаться
САМОАНАЛИЗ Задайте вопрос : Что мне нужно? Зачем мне это нужно ? ПОМНИТЕ! В самообразовании вас никто не заставляет учиться!
Слайд 17
ВИДЫ МОТИВАЦИИ Любопытство и интерес Желание развиваться и удовольствие от обучения Осознание необходимости тяжело работать (легко не будет) Позитивное отношение (так как это осознанный выбор) Бифштекс из слона (достижение цели) Следуйте плану ( самодисциплина) Поддержка близких Единомышленники Игры и соревнования
Слайд 18: ПОИСК ИНФОРМАЦИИ
Поиск информации является процессом выявления в определённом массиве текстовых документов тех данных, которые касаются конкретной темы и удовлетворяют указанным условиям, и в которых имеются необходимые сведения и факты.
Слайд 19: АЛГОРИТМ ПОИСКА ИНФОРМАЦИИ
Определяется информационная потребность и формулируется запрос. Определяется комплекс источников, в которых может находиться нужная информация. Информация извлекается из выявленных источников. Происходит ознакомление с данными, и оцениваются результаты поиска.
Слайд 20: ИСТОЧНИКИ ИНФОРМАЦИИ
Научные исследования Научно-популярные размышления Философские трактаты и рассуждения Художественная литература Публицистические произведения Средства массовой информации
Слайд 21: ПРИНЦИПЫ ПОИСКА ИНФОРМАЦИИ
Принцип наглядности Принцип научности Принцип актуальности Принцип систематичности Принцип доступности Принцип избыточности
Слайд 22
РАБОТА С ПОЛУЧЕННОЙ ИНФОРМАЦИЕЙ: КОНСПЕКТЫ самый популярный и применяемый способ обработки информации Конспект - письменный текст, где последовательно и кратко излагаются основные моменты какого-либо источника информации.
Слайд 26
ОНЛАЙН КУРСЫ https://stepik.org https://www.coursera.org https://www.lektorium.tv https://openedu.ru
Слайд 27
ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ: СОЗДАЙТЕ ПЛАН САМООБРАЗОВАНИЯ Определите потребность самообразования. Поставьте цель самообразования исходя из текущей ситуации перехода на онлайн-обучение (по SMART). Определите время, необходимое для самообучения (в какое время дня, сколько часов в сутки вы учитесь, сколько недель/месяцев вам необходимо). Сделайте план обучения, включающий: сроки выполнения, дату начала, название вида деятельности и его характеристику, задачи, дату проверки, результат.