Первый слайд презентации: Шахматная доска. Горизонтали, вертикали. Чудесные фигуры
Слайд 2: Восточная поговорка гласит
«Есть шахматисты, играющие слабо и не знающие этого,- они невежды, избегай их. Есть шахматисты, играющие слабо и знающие это,- они разумные помоги им. Есть шахматисты, играющие сильно и не знающие этого,- они МУДРЕЦЫ, следуй им!»
Слайд 3: Волшебная доска
На доске стоят 32 фигуры. Доска делится на 64 поля или клетки. На шахматной доске есть: - горизонталь - вертикаль - диагональ
Слайд 4: Начало игры
Что такое ход? Ходом считается передвижение фигуры с одного поля на другое, если оно не занято своей фигурой. Если на этом поле оказывается фигура противника, то она снимается с доски, а на это место ставится фигура которая сходила. Ни одна из фигур,кроме коня, не может перепрыгивать через фигуры – свои и фигуры противника. Если при своей очёреди хода дотронулся до фигуры, ты обязан ходить Существует такое правило «ТРОНУЛ - ХОДИ!» оно должно соблюдаться строго. Если хочешь поправить свои или чужие фигуры, нужно предупредить партнёра. В таких случаях говорят «ПОПРАВЛЯЮ» Брать ход обратно нельзя. «Начинают игру белые фигуры»
Слайд 5: Шахматная доска
Перед началом игры доска располагается между партнёрами так, чтобы угловое поле справа от каждого шахматиста было белым. На доске 64 поля.(32 белых поля и 32 чёрных поля) У каждого игрока по 16 фигур. Горизонталь обозначается цифрами Вертикаль обозначается буквами (латинскими) a b c d e f g h 8 8 7 7 6 6 5 5 4 4 3 3 2 2 1 1 a b c d e f g h
Слайд 6: Горизонталь
* Прямые линии которые идут слева на право (или справа на лево), называются ГОРИЗОНТАЛЯМИ или горизонтальными линиями. * Обозначается горизонталь цифрами 1,2,3,4,5,6,7,8. * самая большая горизонталь имеет 8 полей (4 черных и 4 белых поля) * самая маленькая горизонталь -2 поля (1черное и 1 белое) a b c d e f g h 8 8 7 7 6 6 5 5 4 4 3 3 2 2 1 1 a b c d e f g h
Слайд 7: Вертикаль
a b c d e f g h 8 8 7 7 6 6 5 5 4 4 3 3 2 2 1 1 a b c d e f g h * Прямые линии указанные на доске называются ВЕРТИКАЛЯМИ. * Обозначается вертикаль латинскими буквами a, b, c, d, e, f, g, h. * самая большая вертикаль- 8 полей (4 черных, 4 белых) * самая маленькая вертикаль -2 поля (1 черное и 1 белое)
Слайд 8: Диагональ
a b c d e f g h 8 8 7 7 6 6 5 5 4 4 3 3 2 2 1 1 a b c d e f g h * Диагонали бывают белые и черные. * самая большая диагональ -8 полей. (Белого или чёрного цвета) * Самая маленькая диагональ имеет 2 поля (Белого или чёрного цвета)
Слайд 9: Шахматные фигуры
Король Ферзь Слон Конь Ладья Пешка Игру ведут два партнёра, по очереди передвигая на доске 32 шахматные фигуры. У каждого из партнёров по 16 шахматных фигур. 8 – пешек 2 – ладьи 2 – коня 2 – слона 1 - ферзь 1 - король Кр Ф С К Л П.
Слайд 10: Обозначение шахматных полей
a b c d e f g h 8 а8 b8 c8 d8 e8 f8 g8 h8 8 7 а7 b7 c7 d7 e7 f7 g7 h7 7 6 а6 b6 c6 d6 e6 f6 g6 h6 6 5 а5 b5 c5 d5 e5 f5 g5 h5 5 4 а4 b4 c4 d4 e4 f4 g4 h4 4 3 а3 b3 c3 d3 e3 f3 g3 h3 3 2 а2 b2 c2 d2 e2 f2 g2 h2 2 1 а1 b1 c1 d1 e1 f1 g1 h1 1 a b c d e f g h Горизонтальные ряды доски, обозначают цифрами от 1 до 8, а вертикальные ряды латинскими буквами (их тебе надо запомнить по-русски) – а (а), Ь (б), с (ц), d (д), е (е), f (ф), g (ж), h (аш). Называя сначала букву для вертикали, а затем цифру горизонтали, можно обозначить любое поле шахматной доски.
Слайд 11: ПЕШКА
Пешка, маленький солдат, лишь команды ждёт, чтоб с квадрата на квадрат двинуться вперёд. На войну, не на парад, пешка держит путь, ей нельзя пойти назад, в сторону свернуть. Чтоб в борьбу вступить скорей, в рукопашный бой, первым ходом можно ей сделать шаг двойной. А потом — вперёд, вперёд, за шажком шажок. Ну, а как же пешка бьёт? Бьёт наискосок. Всю доску пройти должна пешка до конца – превратится там она в грозного бойца. Кем ей стать – ферзем, ладьей? Может быть, конем? Как решить вопрос такой, Мы потом поймем.
Слайд 12: ЛАДЬЯ
Видимо, ладья упряма, если ходит только прямо, не петляет — прыг да скок, не шагнёт наискосок. Так от края и до края может двигаться она. Эта башня боевая неуклюжа, но сильна. Шаг тяжёлый у ладьи, в бой её скорей веди!
Слайд 13: КОНЬ
Не мила коню неволя, перед ним простор широк, очень ловко на два поля совершает конь прыжок, замечательный прыжок: поле — прямо, поле — вбок! Ну, а если угрожает окружения заслон, через тех, кто окружает, перепрыгивает он, совершает конь прыжок: поле — прямо, поле — вбок. Замечательный прыжок: поле — прямо, поле — вбок!
Слайд 14: СЛОН
Если слон на белом поле встал вначале (не забудь!), он другой не хочет доли — знает только белый путь. А когда на поле чёрном слон стоит, вступая в бой, ходит, правилам покорный, чёрной тропкой слон такой. До конца игры слоны цвету одному верны.
Слайд 15: ФЕРЗЬ
Ферзь в шахматах, можно сказать, чемпион, и шаг у ферзя широк. Ферзь может ходить, как ладья и как слон — и прямо и наискосок. Направо, налево, вперед и назад… А бьёт он и вдаль и в упор. И кажется, будто ферзю тесноват доски чёрно-белой простор. Ферзь очень опасен вблизи и вдали — ты больше вниманья ферзю удели.
Последний слайд презентации: Шахматная доска. Горизонтали, вертикали. Чудесные фигуры: КОРОЛЬ
Король любит гладкий, расчищенный путь: в любую он сторону может шагнуть, однако легко ты заметишь, дружок, что в силах он сделать не шаг, а шажок. Всего одно поле — вот шага длина, не очень проворен король-старина. Зато начеку королевская рать — должна короля она оберегать. Ведь если б король беззащитный погиб, фигуры войну продолжать не могли б. Запомни: король всех главней, всех важней, нет в шахматном войске важнее вождей!