Первый слайд презентации
Тема : СЕМИОТИКА И ОСНОВНЫЕ СИНДРОМЫ ЗАБОЛЕВАНИЙ ОРГАНОВ ДЫХАНИЯ У ДЕТЕЙ Лекция №10 для студентов 3 курса, обучающихся по специальности 060103 - Педиатрия Д.м.н., доцент Галактионова Марина Юрьевна Красноярск, 2012 Кафедра поликлинической педиатрии и пропедевтики детских болезней с курсом ПО
Слайд 2: Цель:
ознакомить с основными клиническими симптомами и синдромами при заболеваниях органов дыхания, патогенетическими механизмами декомпенсации системы органов дыхания
Слайд 3
Актуальность. Основные жалобы при патологии органов дыхания Семиотика поражений органов дыхания Критерии тяжести состояния при поражении органов дыхания Дыхательная недостаточность Выводы ПЛАН ЛЕКЦИИ:
Слайд 4: ХАРАКТЕРИСТИКА ЖАЛОБ:
Неспецифические (общие) жалобы : Лихорадка; Слабость; Снижение аппетита; Беспокойство Специфические жалобы: Затрудненное носовое дыхание; Кашель; Одышка; Боли в грудной клетке;
Слайд 5
Кашель – наиболее частая жалоба при респираторных заболеваниях; Кашель – ведущий механизм распространения респираторных инфекций Кашель- защитный рефлекс, направленный на восстановление проходимости дыхательных путей Кашель – это сторожевой пёс альвеол
Слайд 6: Характер кашля
Пароксизмальный- при инородном теле в бронхах, муковисцидозе, абсцессе легкого; Немощный- при мышечной гипотонии диафрагмы, грыже, в постоперационном периоде на органах брюшной полости; Конвульсивный ( с репризами)- коклюш, паракоклюш); Непрерывный, короткий - при плеврите; Лающий при поражении гортани (ларингиты) и истерии; Сиплый или беззвучный при воспалении и изъязвлении голосовых связок
Синдром дыхательных расстройств ( одышка, кашель); Синдром локальных ( очаговых ) физикальных изменений в легких; Синдром дыхательной недостаточности
ринит; фарингит; ложный и истинный круп; бронхит, обструктивный бронхит; бронхиолит; острая пневмония; плеврит
Критерии диагностики: кашель, сухие и разнокалиберные хрипы, усиление легочного рисунка
Слайд 10: Семиотика пневмонии
Лихорадка; Одышка смешанного типа с участием вспомогательной мускулатуры; Кашель ( сухой, чаще влажный, глубокий ) ; Бледность кожных покровов, цианоз носогубного треугольника; Отставание « больной » половины грудной клетки в акте дыхания; Усиление голосового дрожания; Укорочение перкуторного звука; Локальные мелкопузырчатые влажные, крепитирующие хрипы
Слайд 11
Рентгенограмма : Усиление сосудистого рисунка; Инфильтративные тени; Дополнительные методы исследования : Общий анализ крови; Исследование мокроты; Антибиотикограмма; Семиотика пневмонии
Слайд 12: БРОНХИАЛЬНАЯ АСТМА
повторяющиеся эпизоды свистящих хрипов, одышки, эпизод ы кашля (ночь-утро), приступы удушья ; обратимая обструкция бронхиального дерева; гиперреактивность ТБД вынужденное положение тела; гиперэкспансия («перераздувание» грудной клетки)
Слайд 13: Критерии тяжести состояния при поражении органов дыхания :
сознание ( сопорозное, коматозное ); поведение ( возбуждение, угнетение ); положение ( вынужденное- ортопноэ, на « больном » боку; мышечная гипотония у детей раннего возраста ; окраска кожи ( цианоз, бледность ); интенсивность крика ( слабый, отсутствие крика) ; синдром дыхательной недостаточности
Слайд 14: состояние организма, при котором нарушен газовый состав крови в связи с нарушением системы внешнего дыхания
Дыхательная недостаточность ( ДН ) Острая и хроническая ДН
Слайд 15: Причины вентиляционной ДН
Обструктивный синдром ( obstructio — преграда ) увеличение сопротивляемости току воздуха в бронхах из-за отека слизистой бронхов, гиперсекреции слизи, бронхоспазма Обтурационный синдром ( obturatio - закупорка) закупорка просвета бронхов вязкой мокротой, инородным телом Рестриктивный синдром – исключение из дыхания части паренхимы легких при инфильтрации легочной ткани, ателектазе, сдавлении легких, пневмосклерозе
Слайд 16: Заключение:
В структуре общей заболеваемости детей и подростков – класс болезней органов дыхания занимает устойчиво первое место. Это объясняется имеющимися анатомо-физиологическими особенностями детей, а также воздействием эндогенных и экзогенных факторов
Слайд 17: Литература:
Основная: 1. Пропедевтика детских болезней/ Под ред. Геппе Н.А., Подчерняевой Н.С. – М.: ГЭОТАР-Медиа, 2009.- 464 с. Дополнительная: 1. Клинический осмотр ребенка. Схема написания истории болезни по программе «Пропедевтика детских болезней с курсом здорового ребенка»: Учебное пособие для самостоятельной работы студ. 3-4 курсов по спец. 060103 – Педиатрия / авт.текста Галактионова М.Ю., Чистякова И.Н., Позднякова Л.И.- Красноярск: КрасГМУ.-2010. 2. Пропедевтика детских болезней: учебник / под ред. А.С. Калмыковой.- М.: ГЭОТАР-Медиа.-2010. 3. Руководство по практическим умениям педиатра / под ред. В.О. Быкова.- Ростов н/Д.: Феникс.-2010. 4. Рост и развитие ребенка / авт. текста Юрьев В.В., Симаходский А.С., Воронович Н.Н., Хомич М.М. - СПб.: Питер.-2008. 5. Непосредственное обследование ребенка / под ред. В.В. Юрьева.- СПб.: Питер.-2008. Электронные ресурсы: ИБС КрасГМУ БД МедАрт БД Консультант студента БД Ebsco Литература: