Методы решения задач повышенной сложности по геометрии (ЕГЭ). Семинар с — презентация
logo
Методы решения задач повышенной сложности по геометрии (ЕГЭ). Семинар с
  • Методы решения задач повышенной сложности по геометрии (ЕГЭ). Семинар с практической частью.
  • Основные методы решения геометрических задач
  • Основные факторы успеха
  • Причины ошибок в решении геометрических задач
  • Данные о выполнении задани й с развернутым ответом по геометрии в 2017 году (профильны й уровень, в % )
  • Методы решения задач повышенной сложности по геометрии (ЕГЭ). Семинар с
  • Методы решения задач повышенной сложности по геометрии (ЕГЭ). Семинар с
  • Методы решения задач повышенной сложности по геометрии (ЕГЭ). Семинар с
  • Что нужно знать
  • Что нужно уметь
  • Задача. (Задание 14 ЕГЭ 2017 основная волна)
  • Решение. Способ 1
  • Методы решения задач повышенной сложности по геометрии (ЕГЭ). Семинар с
  • Способ 2
  • Методы решения задач повышенной сложности по геометрии (ЕГЭ). Семинар с
  • Методы решения задач повышенной сложности по геометрии (ЕГЭ). Семинар с
  • Методы решения задач повышенной сложности по геометрии (ЕГЭ). Семинар с
  • Основные методы построения сечений многогранников
  • Метод следов
  • Задача. а) Постройте проекцию (след) прямой KM на плоскость нижнего основания куба ABCDA 1 B 1 C 1 D 1.
  • Методы решения задач повышенной сложности по геометрии (ЕГЭ). Семинар с
  • Задача. ABCDEFA 1 B 1 С 1 D 1 E 1 F 1 правильная шестиугольная призма. Постройте проекцию (след) плоскости сечения MNK на плоскости: а) ABC; б) AA 1 B 1 B; в)
  • Методы решения задач повышенной сложности по геометрии (ЕГЭ). Семинар с
  • Методы решения задач повышенной сложности по геометрии (ЕГЭ). Семинар с
  • в) A 1 B 1 С 1 D 1 E 1 F 1
  • Комбинированный метод
  • в) A 1 B 1 С 1 D 1 E 1 F 1 (комбинированный метод)
  • г) DD 1 E 1 E (комбинированный метод)
  • д ) CC 1 D 1 D
  • e) AA 1 F 1 F
  • Методы решения задач повышенной сложности по геометрии (ЕГЭ). Семинар с
  • Задача. Постройте проекцию (след) плоскости сечения MNK на плоскости: а) ABC ; б) ABS ; в) ASD.
  • Методы решения задач повышенной сложности по геометрии (ЕГЭ). Семинар с
  • Методы решения задач повышенной сложности по геометрии (ЕГЭ). Семинар с
  • MKNRG – сечение пирамиды плоскостью MNK
  • Метод вспомогательных сечений (метод внутреннего проектирования)
  • Задача. Построить сечение призмы плоскостью PQR
  • 1. В грани ABB 1 A 1 проведём отрезок PR. 2. Проведём вспомогательную плоскость BB 1 Q
  • Методы решения задач повышенной сложности по геометрии (ЕГЭ). Семинар с
  • Методы решения задач повышенной сложности по геометрии (ЕГЭ). Семинар с
  • Методы решения задач повышенной сложности по геометрии (ЕГЭ). Семинар с
  • Методы решения задач повышенной сложности по геометрии (ЕГЭ). Семинар с
  • Методы решения задач повышенной сложности по геометрии (ЕГЭ). Семинар с
  • Методы решения задач повышенной сложности по геометрии (ЕГЭ). Семинар с
  • Методы решения задач повышенной сложности по геометрии (ЕГЭ). Семинар с
  • Методы решения задач повышенной сложности по геометрии (ЕГЭ). Семинар с
  • Методы решения задач повышенной сложности по геометрии (ЕГЭ). Семинар с
  • Методы решения задач повышенной сложности по геометрии (ЕГЭ). Семинар с
  • Методы решения задач повышенной сложности по геометрии (ЕГЭ). Семинар с
  • Методы решения задач повышенной сложности по геометрии (ЕГЭ). Семинар с
  • Задача
  • Методы решения задач повышенной сложности по геометрии (ЕГЭ). Семинар с
  • Методы решения задач повышенной сложности по геометрии (ЕГЭ). Семинар с
  • Методы решения задач повышенной сложности по геометрии (ЕГЭ). Семинар с
  • Методы решения задач повышенной сложности по геометрии (ЕГЭ). Семинар с
  • 2. Доказательство
  • Методы решения задач повышенной сложности по геометрии (ЕГЭ). Семинар с
  • Методы решения задач повышенной сложности по геометрии (ЕГЭ). Семинар с
  • Методы решения задач повышенной сложности по геометрии (ЕГЭ). Семинар с
  • Методы решения задач повышенной сложности по геометрии (ЕГЭ). Семинар с
  • Задача 7 (№ 1 4 вариант 28 «Легион» ЕГЭ 2018 )
  • Методы решения задач повышенной сложности по геометрии (ЕГЭ). Семинар с
  • Методы решения задач повышенной сложности по геометрии (ЕГЭ). Семинар с
  • Решение.
  • Способ 2
  • Методы решения задач повышенной сложности по геометрии (ЕГЭ). Семинар с
  • Методы решения задач повышенной сложности по геометрии (ЕГЭ). Семинар с
  • Методы решения задач повышенной сложности по геометрии (ЕГЭ). Семинар с
  • Методы решения задач повышенной сложности по геометрии (ЕГЭ). Семинар с
  • а) Шаг 1 O – середина BD 1 MN||AC
  • Шаг 2
  • б) C 1 K ⊥ BN,D 1 C 1 ⊥ BCC 1 ⇒D 1 K ⊥ BN⇒ ∠ D 1 KC – искомый. Пусть ∠ D 1 KC = α.
  • Методы решения задач повышенной сложности по геометрии (ЕГЭ). Семинар с
  • Способ 2
  • Методы решения задач повышенной сложности по геометрии (ЕГЭ). Семинар с
  • Методы решения задач повышенной сложности по геометрии (ЕГЭ). Семинар с
  • Задача
  • Методы решения задач повышенной сложности по геометрии (ЕГЭ). Семинар с
  • Методы решения задач повышенной сложности по геометрии (ЕГЭ). Семинар с
  • Методы решения задач повышенной сложности по геометрии (ЕГЭ). Семинар с
  • Демонстрационный вариант ЕГЭ 2018 задание 16
  • Методы решения задач повышенной сложности по геометрии (ЕГЭ). Семинар с
  • Методы решения задач повышенной сложности по геометрии (ЕГЭ). Семинар с
  • Задача 1 (задание 16 ЕГЭ 2017) основная волна
  • Рассмотрим два случая:
  • Решение.
  • Методы решения задач повышенной сложности по геометрии (ЕГЭ). Семинар с
  • Задача (№ 16 вариант 15 «Легион» ЕГЭ 2018 )
  • Методы решения задач повышенной сложности по геометрии (ЕГЭ). Семинар с
  • Решение.
  • б )
  • Методы решения задач повышенной сложности по геометрии (ЕГЭ). Семинар с
  • Решение.
  • Методы решения задач повышенной сложности по геометрии (ЕГЭ). Семинар с
  • Методы решения задач повышенной сложности по геометрии (ЕГЭ). Семинар с
  • Задача
  • Методы решения задач повышенной сложности по геометрии (ЕГЭ). Семинар с
  • Задача
  • б )
1/99

Фридман Елена Михайловна Издательство «Легион»

Изображение слайда

Метод дополнительных построений Метод геометрических преобразований Метод подобия Метод площадей Метод вспомогательной окружности Метод геометрического видения Метод координат Векторный метод

Изображение слайда

Слайд 3: Основные факторы успеха

Время (чем больше времени на подготовку, тем лучше) Система (работа по плану, а не от случая к случаю) Желание подготовиться

Изображение слайда

Незнание и/или непонимание аксиом, определений, теорем, а также методов решения задач; неумение их применять, (в том числе, применять их неверно) ; невнимательное чтение условия и вопроса задания; вычислительные ошибки ; нарушения логики в рассуждениях; принятие ошибочных гипотез ; недостатки в работе с рисунком.

Изображение слайда

№14 (стереометрия) №16 (планиметрия) 1 балл 2 балла 1 балл 2 балла 3 балла 8,5 1,7 3,4 0,22 1,4

Изображение слайда

Слайд 6

Изображение слайда

Слайд 7

Изображение слайда

Слайд 8

Изображение слайда

Слайд 9: Что нужно знать

Аксиомы и теоремы стереометрии и планиметрии Правила изображения (проектирования) пространственных фигур на плоскость Основные методы построения сечений многогранников

Изображение слайда

Слайд 10: Что нужно уметь

Применять знания в процессе решения задачи: Увидеть, что нужно построить на каждом шаге построения сечения Предложить способ построения Построить (точку, линию, плоскость и т.д.) Veni, vidi, vici ( пришел, увидел, победил)

Изображение слайда

Слайд 11: Задача. (Задание 14 ЕГЭ 2017 основная волна)

Основанием прямой треугольной призмы ABCA 1 B 1 C 1 является прямоугольный треугольник ABC с прямым углом С. Прямые CA 1 и AB 1 перпендикулярны. а) Докажите, что AA 1 = AC. б) Найдите расстояние между CA 1 и AB 1, если AC=7, BC=8.

Изображение слайда

Слайд 12: Решение. Способ 1

а) a = c ?

Изображение слайда

Слайд 13

AA 1 = AC.

Изображение слайда

Слайд 14: Способ 2

l||A 1 C AB 1 – наклонная к плоскости AA 1 C 1, AB 1 ⊥ l ( по условию ), AC 1 – проекция AB 1, AC 1 ⊥ A 1 C AA 1 C 1 C – прямоугольник, значит, квадрат. AA 1 = AC.

Изображение слайда

Слайд 15

OK ⊥ AB 1 A 1 C ⊥ (AB 1 C 1 ) ⇒ OK ⊥ A 1 C. ΔAKO~ Δ AB 1 C 1 OK= б)

Изображение слайда

Слайд 16

ρ ( a,b ) = ρ (A, α )

Изображение слайда

Слайд 17

ρ (AB 1,A 1 C)= ρ (AB 1,A 1 CM)= ρ (A,A 1 CM). б) ax+by+cz+d =0, d=0. ax+by+cz =0 7x+4y-4z=0 Способ 2

Изображение слайда

Слайд 18: Основные методы построения сечений многогранников

Аксиоматический Метод следов Метод вспомогательных сечений (метод внутреннего проектирования) Комбинированный метод

Изображение слайда

Слайд 19: Метод следов

Понятие следа Линия пересечения плоскости сечения и плоскости грани многогранника называется следом секущей плоскости на плоскости этой грани многогранника. Точка пересечения плоскости сечения и прямой, содержащей ребро многогранника, называется следом секущей плоскости на прямой, содержащей это ребро многогранника.

Изображение слайда

Слайд 20: Задача. а) Постройте проекцию (след) прямой KM на плоскость нижнего основания куба ABCDA 1 B 1 C 1 D 1

Для призмы при построении сечения выполняем параллельное проектирование (направление проектирования параллельно боковому ребру).

Изображение слайда

Слайд 21

A 1 S - проекция KM на плоскость AA 1 D 1 D KC 1 - проекция KM на плоскость A 1 B 1 C 1 D 1 MP - проекция KM на плоскость CC 1 D 1 D б) в) г) Можно построить следы KM на левой боковой и задней гранях.

Изображение слайда

Слайд 22: Задача. ABCDEFA 1 B 1 С 1 D 1 E 1 F 1 правильная шестиугольная призма. Постройте проекцию (след) плоскости сечения MNK на плоскости: а) ABC; б) AA 1 B 1 B; в) A 1 B 1 С 1 D 1 E 1 F 1 ; г) DD 1 E 1 E; д ) CC 1 D 1 D

Изображение слайда

Слайд 23

а)

Изображение слайда

Слайд 24

б) AA 1 B 1 B

Изображение слайда

Слайд 25: в) A 1 B 1 С 1 D 1 E 1 F 1

Изображение слайда

Слайд 26: Комбинированный метод

Сочетание применения теорем о параллельности прямых и плоскостей в пространстве и аксиоматического метода.

Изображение слайда

Слайд 27: в) A 1 B 1 С 1 D 1 E 1 F 1 (комбинированный метод)

RM||LN

Изображение слайда

Слайд 28: г) DD 1 E 1 E (комбинированный метод)

Изображение слайда

Слайд 29: д ) CC 1 D 1 D

Изображение слайда

Слайд 30: e) AA 1 F 1 F

Изображение слайда

Слайд 31

Изображение слайда

Слайд 32: Задача. Постройте проекцию (след) плоскости сечения MNK на плоскости: а) ABC ; б) ABS ; в) ASD

Изображение слайда

Слайд 33

а) Для пирамиды при построении сечения выполняем центральное проектирование с центром в вершине пирамиды.

Изображение слайда

Слайд 34

б) ABS ; в) ASD.

Изображение слайда

Слайд 35: MKNRG – сечение пирамиды плоскостью MNK

Изображение слайда

Слайд 36: Метод вспомогательных сечений (метод внутреннего проектирования)

Универсальный метод, основанный на построении вспомогательных плоскостей, не выходящих за пределы многогранника.

Изображение слайда

Слайд 37: Задача. Построить сечение призмы плоскостью PQR

Изображение слайда

Слайд 38: 1. В грани ABB 1 A 1 проведём отрезок PR. 2. Проведём вспомогательную плоскость BB 1 Q

Изображение слайда

Слайд 39

Проведем вспомогательную плоскость ADD 1. FF 1 – линия пересечения ADD 1 и BB 1 Q.

Изображение слайда

Слайд 40

Изображение слайда

Слайд 41

Изображение слайда

Слайд 42

Изображение слайда

Слайд 43

Изображение слайда

Слайд 44

Изображение слайда

Слайд 45

Изображение слайда

Слайд 46

Изображение слайда

Слайд 47

Задача. Построить сечение пирамиды SABCD плоскостью MNK, если известно, что точки M и N - соответственно середины ребер AB и AD пирамиды S ABCD, точка K принадлежит ребру S C.

Изображение слайда

Слайд 48

Изображение слайда

Слайд 49

Изображение слайда

Слайд 50

Изображение слайда

Слайд 51: Задача

В кубе ABCDA 1 B 1 C 1 D 1 точка M лежит на ребре BB 1 так, что BM:MB 1 =1:3. Через точки M и С 1 параллельно BD 1 проведена плоскость. а) Докажите, что плоскость проходит через середину ребра AA 1. б) Найдите площадь сечения куба плоскостью, если AB=12.

Изображение слайда

Слайд 52

а) 1. Построение сечения. Шаг 1. Проведем LM || BD 1. ( Вспомогательная плоскость BB 1 D 1 D). LM лежит в плоскости β.

Изображение слайда

Слайд 53

Шаг 2. Проведем С 1 L в грани A 1 B 1 C 1 D 1. F= С 1 L A 1 D 1. С 1 М – линия пересечения плоскости β и грани BB 1 C 1 C. C 1 M и CF лежат в плоскости β.

Изображение слайда

Слайд 54

Шаг 3. Проведем FK||C 1 M. FK -линия пересечения грани AA 1 D 1 D и плоскости β. KM – линия пересечения грани AA 1 B 1 B и плоскости β.

Изображение слайда

Слайд 55

KFC 1 M – искомое сечение.

Изображение слайда

Слайд 56: 2. Доказательство

B 1 L:LD 1 =3:1 ( по теореме Фалеса)

Изображение слайда

Слайд 57

D 1 F:B 1 C 1 =1:3, B 1 C 1 =A 1 D 1 D 1 F:FA 1 =1:2.

Изображение слайда

Слайд 58

Проведем D 1 E||C 1 M. A 1 F:FD 1 =A 1 K:KE=2:1. A 1 E:EA=3:1. Следовательно, A 1 K=KA. β проходит через середину ребра AA 1. б )

Изображение слайда

Слайд 59

Сечение KFC 1 M – трапеция, AB=12 по условию. · FH : KF= KF=10. : = : F = KM

Изображение слайда

Слайд 60

KP=FH 10 x =18, x =1,8, KP= · FH = · = =30.

Изображение слайда

Слайд 61: Задача 7 (№ 1 4 вариант 28 «Легион» ЕГЭ 2018 )

В правильной четырехугольной пирамиде SABCD боковое ребро SA=12, а высота равна 4. На ребрах AB, CD и AB отмечены точки E, F и K соответственно, причем BE=CF=12, AK=3. а ) Докажите, что плоскости SBC и KEF параллельны. б ) Найдите объем пирамиды KSBC.

Изображение слайда

Слайд 62

Дано: SABCD – правильная пирамида, AS=12, SO – высота, SO=4. BE=CF=12, AK=3. а ) Докажите, что SBC || KEF; б ) Найдите V KSBC. Решение.

Изображение слайда

Слайд 63

Изображение слайда

Слайд 64: Решение

SBC || KEF ( векторы нормалей). = {l; m; n} = { ; ; -1} = { ; ; -1} Способ 1 ⇔

Изображение слайда

Слайд 65: Способ 2

SBC ||KEF ⇔ (SB||EK и BC||EF) Δ SBA~ Δ AEK:, ∠ SAB – общий, ⇒ SB||EK. AE=FD=4, ⇒ EF||BC.

Изображение слайда

Слайд 66

б) V KSBC = = SC·sin ∠ SBC ( cos ∠ SBC = ) или = SH, где SH – высота Δ SBC. = Уравнение плоскости SBC: x+ y-z+d=0, где = { ; ; -1 } - вектор нормали к плоскости SBC. d : S(0;0;4)

Изображение слайда

Слайд 67

ρ (A, α ) = ρ

Изображение слайда

Слайд 68

BSC: x + y – z + 4=0 K(6 ; 0;1) = V KSBC = = · · = 128

Изображение слайда

Слайд 69

Задача. ( Досрочный экзамен 2017 г.)

Изображение слайда

Слайд 70: а) Шаг 1 O – середина BD 1 MN||AC

BMD 1 N по условию – ромб

Изображение слайда

Слайд 71: Шаг 2

∆ ABM=∆BNC по катету и гипотенузе, откуда AB=BC, значит прямоугольник ABCD – квадрат.

Изображение слайда

Слайд 72: б) C 1 K ⊥ BN,D 1 C 1 ⊥ BCC 1 ⇒D 1 K ⊥ BN⇒ ∠ D 1 KC – искомый. Пусть ∠ D 1 KC = α

Изображение слайда

Слайд 73

Изображение слайда

Слайд 74: Способ 2

Параллелограмм BNC 1 L – проекция ромба BMD 1 N на плоскость BCC 1.

Изображение слайда

Слайд 75

Способ 3

Изображение слайда

Слайд 76

Изображение слайда

Слайд 77: Задача

На диагонали AB 1 грани ABB 1 А 1 треугольной призмы взята точка M так, что AM:MB 1 =5:4. а ) Постройте сечение призмы плоскостью, проходящей через точку M, параллельно диагоналям A 1 С и BC 1 двух других граней. б ) Найдите, в каком отношении плоскость сечения делит ребро СС 1.

Изображение слайда

Слайд 78

Изображение слайда

Слайд 79

Изображение слайда

Слайд 80

Изображение слайда

Слайд 81: Демонстрационный вариант ЕГЭ 2018 задание 16

Изображение слайда

Слайд 82

Изображение слайда

Слайд 83

Изображение слайда

Слайд 84: Задача 1 (задание 16 ЕГЭ 2017) основная волна

В прямоугольной трапеции KLMN с основаниями KN и LM ( KN > LM ) окружность, построенная на большем основании как на диаметре, пересекает меньшее основание в точках A и M. а) Докажите, что угол AKL равен углу MKN. б) Диагонали трапеции пересекаются в точке O. Найдите площадь треугольника KLO, если KL =3, LM =6 LA.

Изображение слайда

Слайд 85: Рассмотрим два случая:

1. ∠ MNK = 90°. MC=NC, что невозможно (катет не равен гипотенузе). 2. ∠ LKN = 90°. KN - диаметр, следовательно, KL – касательная, AK – хорда.

Изображение слайда

Слайд 86: Решение

∠ AKL =, ∠ MKN = ∠ AKL = ∠ MKN. а) б) ∆AKL=∆MHN AL = HN ΔALK ~ ΔLKM, LM=6LA 6AL 2 =6·9, AL=3, LM =18, KN =KH+HM= =LM+LA=18+3=21.

Изображение слайда

Слайд 87

S LOK =S LKM -S LOM ΔLOM~ΔKON =

Изображение слайда

Слайд 88: Задача (№ 16 вариант 15 «Легион» ЕГЭ 2018 )

Две окружности с центрами O 1 и O 2 пересекаются в точках M и N, причем точки O 1 и O 2 лежат по разные стороны от прямой MN. Продолжение диаметра AM первой окружности и хорды AN этой же окружности пересекают вторую окружность в точках C и B соответственно. а ) Докажите, что треугольники ANC и O 1 MO 2 подобны; б) Найдите MC, если ∠ CMB= ∠ NMA, а радиус второй окружности в 2,5 раза больше радиуса первой и MN=2.

Изображение слайда

Слайд 89

Изображение слайда

Слайд 90: Решение

а )

Изображение слайда

Слайд 91: б )

MC=5

Изображение слайда

Слайд 92

Доказать, что прямая, проходящая через основания двух высот остроугольного треугольника, отсекает от этого треугольника подобный ему треугольник. Задача 4

Изображение слайда

Слайд 93: Решение

Дано: ∆ ABC – остроугольный, BH, CD – высоты. Доказать: ∆ ABC ~ ∆ ADH.

Изображение слайда

Слайд 94

Построим вспомогательную окружность, с центром в точке О (середина ВС), которая пройдет через точки H и D.

Изображение слайда

Слайд 95

∆ABC~∆ADH по двум углам.

Изображение слайда

Слайд 96: Задача

В параллелограмме АВСD проведены высоты ВN и ВМ. Известно, что МN=15, ВD=17. Найти расстояние от точки В до точки Н – точки пересечения высот треугольника ВМ N.

Изображение слайда

Слайд 97

Решение. Ответ. 8

Изображение слайда

Слайд 98: Задача

В треугольнике АВС точка М – середина АС. а) Докажите, что длина отрезка ВМ больше полуразности, но меньше полусуммы длин сторон АВ и ВС. б ) Окружность проходит через точки В, С, М. Найдите длину хорды этой окружности, лежащей на прямой АВ, если известно, что АВ=5, ВС=3, ВМ=2.

Изображение слайда

Последний слайд презентации: Методы решения задач повышенной сложности по геометрии (ЕГЭ). Семинар с: б )

AB·AD=AC·AM x=0,2

Изображение слайда

Похожие презентации